Получил письмо от крестьянина. Николай Касперский из с. Красносельцо Золочевского района уже в третий раз спрашивает, как ему реализовать свое право на пай, обещанное президентским указом. Куда бы он не обращался в районе и области, везде только требуют денег, и не каких-то 85 грн., как обещал Президент, а по меньшей мере 700. И то только за право собственности, а не за землю. Ибо вместе с тем правом собственности должно быть и право наследования. А наследует он с этой землей и часть долга КСП, где-то около 10000... Просит он у меня совета, а что я могу посоветовать? Обращался я также к юристам, к ученым кафедры землеустроительства агроуниверситета. Мало того, что все их советы абсолютно противоречат друг другу, так никто и не смог ответить, как конкретный крестьянин, который живые деньги в КСП получил последний раз в 1995 году, может получить этот пай.
Много шума в наших масс- медиа. Однако, если бы этот указ издал еще Кравчук, то, может, что-то еще вышло бы, ведь тогда были крепкие колхозы и совхозы со значительным имуществом. Захотел бы крестьянин отделиться от колхоза, так как ему не нравится отношение к людям председателя, — пожалуйста, есть и плодородная земля, и на пай достанется что- то из техники. А что нынче? Разоренная земля, которая уже даже забыла об удобрениях и укрыта многолетними сорняками. Остатки поломанной техники, которую не успели похитить, и долги, долги, долги... Ну пусть государство спишет задолженность по налогам, пеню. Но ведь коммерсанты, которые продавали в сезон посевной и сбора урожая все необходимое втридорога, а потом скупали этот же урожай за бесценок, долги не спишут. Думаете, новое правительство Ющенко сможет чем-то помочь? Но вы можете, положа руку на сердце, сказать, что это новое правительство? Вот и подходы у него остались старыми. Одно из первых принятых решений — запрещение государственным органам на местах вмешиваться в дела крестьян, т.е. предоставлять им любую помощь в поставке горючего, удобрений и всего необходимого. Т.е. опять государство, но уже официально, отдает крестьянина на разграбление посредническим коммерческим структурам. А что это сегодня значит? Наши нефтеперегонные заводы большей частью стоят, и так будет до тех пор, пока один известный всем парламентский бизнесмен не выкупит у государства контрольный пакет акций. Горючее продают сейчас так называемые «бизоны», доходы и прибыли которых не облагаются налогом, и акциз за импортированное горючее они не выплачивают на основании Закона, принятого нашей Верховной Радой, теми депутатами, которые когда-то обещали нам золотые горы. Таким образом, вновь образованные на основании частной собственности коллективные хозяйства опять будут закупать это горючее втридорога. За будущий копеечный урожай. Мы видим по себе, что уже произошло с прошлогодним урожаем. Помните бодрые заверения, что этого урожая достаточно, чтобы у нас было вдоволь хлеба. Те же посредники, которые вывозили пшеницу по 60 долларов за тонну, теперь везут уже по 160. Снежная зима обещает высокий урожай. Но чтобы он был, нужно отсеяться. Озимых же мы посеяли этой осенью едва 30% по сравнению с 1990 годом, так каким же будет он, урожай-2000?
Мой далекий предок Сергей Павлович Голицын с 1857г. по 1861г. был в комиссии, которая разрабатывала земельную реформу Александра II, а с 1861 вводил ее на Черниговщине. Подумайте — четыре года работали над тем монаршим повелением, которое мы так ругали целых три четверти столетия. А тогда же каждому крестьянину надлежало получить от четырех до десяти десятин (десятина > 1,0925 га). Для того, чтобы крестьянин смог выкупить ту землю, создан было земельный ипотечный банк, который давал беспроцентные кредиты на закупку необходимого имущества. Не голые и босые крестьяне отходили от помещика. Кроме земли, он должен был отдать им бесплатно то жилище, в котором они жили, и всю живность, которую они имели, и еще по коню, корове и свинье на мужчину, если они не держали живности. За все это крестьянин должен был или отработать (но не больше трех лет), или заплатить с полученного от ипотечного банка кредита. Кстати, до 70% тех кредитов списывались, как когда-то у нас списывались долги колхозов. А через 20 лет предусматривался новый земельный передел, так как менялась демография, и реформа предусматривала эти изменения. Крестьяне опять должны были получить новые наделы для новых семей. Вследствие той реформы резко увеличилась производительность труда крестьян, появились лишние рабочие руки, возник пролетариат. Российская империя пошла капиталистическим путем.
А что сегодня? Ну пусть этот Указ таки внедрят в жизнь. Внедрят те главы администраций, те председатели коллективных хозяйств, до жизни которых куда там бывшим помещикам, ведь помещик отвечал за то, чтобы крестьянин не голодал и не жил в большой бедности. Прочтите хоть биографию крепостного Шевченко. Нынешний председатель ни за что не отвечает и заботится только о собственном благосостоянии. Выгонят, выразив недоверие, — так ему же и членам правления принадлежит 51% паев. Что он потеряет?
Получил я письмо от крестьянина. Не первое письмо. Но ответить мне ему нечего. Как говорил Ходжа Насреддин, «сколько не говори «халва», сладко во рту не станет!».
Владимир ВЕРБИЦКИЙ-АНТИОХ, кандидат технических наук, правнук автора «Ще не вмерла Україна», Львов