Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЧТО ХОРОШЕГО? ЧТО ПЛОХОГО?

«Усталость металла»
23 июня, 2006 - 20:31

Будет ли функционировать новоиспеченная парламентская коалиция; как у черкасских избирателей украли выборы; какое будущее прогнозируют Европейскому Союзу и какие выводы следует сделать из этого Украине — ответы на эти и другие вопросы в еженедельной рубрике «Дня».

Дмитрий КРИКУН , директор Международной медиаакадемии:

— Наверное, ожидаемым был бы ответ о многострадальной «демократической» коалиции. Но я лучше сосредоточусь на разногласиях во взглядах ее участников на чрезвычайно важные вопросы для страны, в частности, экономические. Как удастся сочетать либерализм «Нашей Украины» с популизмом БЮТ и украинской версией социал-демократии в исполнении социалистов — большая загадка. Но хочется о приятном. Президент своим Указом создал комиссию по развитию медиа- отрасли, которая вместе с новым составом парламентского комитета по вопросам свободы слова (говорят, что ее глава должен быть из БЮТ) способна существенно изменить к лучшему украинские медиа.

Игорь ПОПОВ , председатель правления Комитета избирателей Украины:

— В отличие от прошлой недели, страну порадовали депутаты парламента и футболисты. Депутаты наконец разделили портфели и закончили надоевшую мыльную оперу по созданию коалиции, победу сборной праздновала вся страна. Последние три месяца показали, что без действенных депутатов страна жить и строить может, а вот без футбольных побед мы грустим. Но в Черкассах произошла серьезная кража. У избирателей просто украли выборы. Город не получил себе мэра в марте, и сейчас все было готово к проведению нормального голосования 18 июня. Но, как оказалось, при желании, цинизме и средствах можно повлиять на членов городской избирательной комиссии, и те просто откажутся получать бюллетени из типографии. И теперь плохо уже будет им, потому что уголовные дела возбуждены, а состав преступления достаточно очевиден.

Алексей КОРДУН , редактор журнала «Человек и политика»:

— Конечно, прошедшая неделя войдет в историю Украины созданием первой в украинской практике институализованой парламентской коалиции, которая должна взять на себя ответственность за формирование правительства и законодательное обеспечение его деятельности. Но в Украине и мире произошли и другие, не менее важные с исторической точки зрения события. В понедельник были подведены первые итоги референдума в Каталонии (Испания). Этот референдум узаконил изменения в конституции Каталонии, предоставляющие этой испанской провинции невиданные автономные права: отдельный язык, свой гражданский кодекс, свой совет юстиции, собственную налоговую службу и право устанавливать свои налоги. Расширяются полномочия правительства (женералитата) в вопросах внутренней безопасности, управление телекоммуникациями, аэро- и морскими портами местного значения, а также иммиграции. Бывший премьер-министр Испании Хосе-Мария Аснар считает отделение Каталонии одной из реальных угроз дезинтеграции страны, предсказывая Испании судьбу Югославии и сравнивая Каталонию со Словенией. Существует угроза, что примером Каталонии (и Валенсии) могут воспользоваться также и Страна Басков, Галисия, Валенсия, Канарские и Балеарские острова. Политологи также считают, что это событие может запустить аналогичные процессы в других европейских странах — отделение Тоскании от Италии, Бретани и Прованса от Франции и даже выход Шотландии, Уэльса и Ольстера из состава Объединенного Королевства. Наибольшую обеспокоенность вызывает возможность применения механизма референдума для дезинтеграции постсоветских государств, имеющих в своем составе «проблемные территории» (Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия и тому подобное). Особенно после заявлений российской дипломатии о признании права на самоопределение относительно Южной Осетии. Таким образом, одной из основных проблем, которую порождает референдум в Каталонии (а ранее — в Черногории), является фактическое международное признание референдума допустимой формой изменения международно-правового и административно-правового статуса определенных территорий. Нелегитимная реализация такого принципа может стать одним из способов для попыток территориальной дезинтеграции и для Украины. Без сомнения, на пример этих стран могут ссылаться те украинские политики, которые для удовлетворения собственных провинциальных амбиций стремятся избавиться от контроля со стороны центральной власти, выступают за создание всяческих «южноукраинских» или «восточноукраинских автономных республик». И здесь хотелось бы сделать несколько замечаний относительно Украины. Несмотря на то, что Каталонии предоставлены невиданные до сих пор права, политики не ставят вопрос о федерализации Испании, которая продолжает оставаться унитарным государством. При этом государственные чиновники в равной мере должны владеть как каталонским, так и кастильским (собственно, тем языком, который во всем мире привыкли называть испанским). Причем последнее требование в Испании выполняется намного жестче, чем в Украине. (Это я для тех, кто считает, что региональный статус определенного языка наделяет их правом не знать государственный язык.)

Виктор ТКАНКО , доцент, кандидат экономических наук, Чернигов:

— На этой неделе у нас вся жизнь сводилась только к политике и футболу. Хорошо, что есть газета «День», где, кроме этих проблем, можно найти что-то интересное, прочитать о серьезном, подумать. Что же касается коалиции, формировавшейся, как говорят, со слезами на глазах. На мой взгляд, за время ее создания острым ножом амбиций политиканства была окончательно отрезана пуповина, соединявшая избирателей после «оранжевых» событий с политическими силами, входящими в коалицию. Даже есть такой технический термин — «усталость металла», в котором появляются трещины. В обществе все так же. Ведь в борьбе за портфели продолжается процесс раскола мыслей и людей. Но жизнь продолжается.

Алексей КОЛОМИЕЦ , президент Центра европейских и трансатлантических студий:

— В прошлую пятницу завершился саммит Европейского Союза, который, как и ожидалось, стал своего рода камнем преткновения в истории ЕС, учитывая очень глубокий институционный и политико-философский кризис. Чем ближе становилась дата проведения этого саммита, тем прозрачнее и четче становилась картина того, что лидеры ЕС по очень многим стратегическим, внутриполитическим и откровенно меркантильным политическим причинам будут не в состоянии найти кардинально необходимые решения, в которых нуждается это объединение. Поэтому решение относительно продолжения периода рефлексий ЕС относительно проблем, срочно нуждающихся в принятии стратегических решений, снова стало холодным душем в первую очередь для граждан ЕС. Заключительная декларация саммита ЕС, особенно разделы, касающиеся судьбы Европейской конституции и вопросов дальнейшего расширения ЕС, содержит дипломатические фразы и подходы, оставляющие широкое поле для маневров, в первую очередь, политиков. Поэтому ясно, что следующее председательство Финляндии в ЕС будет таким же бесцветным, как и председательство Австрии. Принимая во внимание председательство Германии в ЕС в первой половине 2007 года, лидеры ЕС призывали правительство Меркель готовить какие-то серьезные прорывные позиции. Но, учитывая внутриполитическую ситуацию в Германии, когда так называемая немецкая гранд-коалиция постепенно начала давать трещины, я не верю в то, что немецкое председательство в ЕС действительно найдет эффективные решения. Что касается проекций для Украины, то я предвидел, что ситуация, возникшая год назад с провалом Европейской конституции, кардинальным образом повлияет на проектирование евроинтеграционных настроений в Украине. Так оно, к сожалению, и произошло. Более того, высокие чиновники не смогли найти более серьезные, кардинальные и взвешенные решения относительно политики Украины по отношению к ЕС и Североатлантическому альянсу.

Но, принимая во внимание царящий в стране беспорядок, услышат ли сигналы извне, в том числе и обращение Буша в Будапеште, наши чиновники — вопрос. Я как сторонник правоцентристских взглядов не являюсь сторонником создания левоцентристского правительства в Украине, которое прозрачно вырисовывается после формирования коалиции и возвращения Тимошенко на должность премьера. Ведь предварительный анализ относительно распределения должностей четко засвидетельствовал, что в Украине образовывается левоцентристское правительство с четкими элементами популизма и демагогии. Я не думаю, что при таких условиях Украину ждут спокойные дни. По всем признакам, взрыв может произойти уже в сентябре — октябре. Потому что как можно сочетать в едином формате структуры, исповедующие абсолютно диаметрально противоположные взгляды на развитие страны? Меня уже поразили пункты относительно внешней политики страны, которые прочитал в тексте коалиционного соглашения. Я не знаю, кто был автором, но, во-первых, по объему они мизерные, а во-вторых, по сути, идеологии, стратегическим видениям базируются на постулатах даже не прошлого, а позапрошлого времени.

Подготовила Юлия КАЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ