В течение всех праздников вопросы украинско-российских отношений волновали едва ли не каждого украинца. К тому же после газовых споров в этих отношениях перед Украиной и Россией возник новый важный вопрос — о принадлежности маяков и других гидрографических объектов в Крыму. Не оставляют безразличными украинцев и правительственно-парламентские политические баталии. Более детально об этих и других событиях — в рубрике «Дня» «Что хорошего? Что плохого?»
Александр БИРЮКОВ , юрист, преподаватель права, докторант Киевского национального университета им. Т. Шевченко:
— Плохим на этой неделе было то, что синоптики пообещали большой мороз, и их прогнозы сбылись. А если говорить серьезно, то сегодня все события (и хорошие, и плохие) происходят на высших ступенях государственного управления. Хорошо, что работа (или хотя бы ее часть) правительства идет открыто, и можно кое-что увидеть, услышать. Раньше такого не было: мы все подозревали, что высокие должностные лица решали проблемы в тесной компании, а после «первой-второй» в небольшом коллективе трудно было думать об интересах страны — нельзя же разрушать настроение в хорошей компании. Плохо то, что сейчас все мы видим насколько далеко зашла прошлая власть в «сдаче» страны. Плохо, что мы — участники политического кризиса в стране (отставка правительства). Но хорошо, что мы можем за ним наблюдать и использовать этот шанс для ознакомления с некоторыми положениями «откорректированной» Конституции. Грустно слышать слова руководителей газовой промышленности, что им все равно, у кого покупать газ. Во-первых, они не знают или скрывают, у кого они собираются покупать газ, необходимый для обеспечения жизнедеятельности всей страны. Во-вторых, такие слова свидетельствуют о том, что они не имеют представления о бизнесе, хотя заключают бизнесовые договора. Тут было бы неплохо напомнить, что честным бизнесменам совсем не все равно, с кем иметь дело и у кого покупать товары или услуги: в магазине, или у подозрительного человека на черном рынке. Но не только покупать, но и загонять себя в долгосрочные отношения, которые скрепляются договорами с подозрительными бизнес-структурами. Стоило бы напомнить бизнесменам от власти, что тут могут дать и по голове, не говоря о том, что в тени главный принцип ведения дел — «кидалово». Важно отметить, что когда государство вступает в предпринимательские отношения с бизнес-лицом, оно берет на себя кроме риска мошенничества все коммерческие и рыночные риски — это иски в суды его кредиторов, арест имущества, лишение лицензий, проверки контролирующих органов, привлечение к уголовной ответственности руководителей и банкротство. Что скажет высокий чиновник в случае обращения такой компании в суд страны ее регистрации, например, о добровольном банкротстве? Будьте уверенны, что учредитель такого бизнеса скажет: вы заключили договор с ней, поэтому с ней и ведите дела, а я отвечаю лишь своей долей в 35 тыс. долларов уставного фонда. В этой ситуации есть все основания для подозрения в том, что для участников переговоров главное — доля в будущем бизнесе или должности, на которые они перейдут в высокие офисы в Москве, Швейцарии или на многочисленных островах. Думаю, что тут о профессионализме речь не идет. Хорошо, что те же чиновники обещают (хоть и на словах), что подпишут соглашения о поставке газа по цене 95 долларов за тысячу кубометров. Однако почему-то так трудно избежать подозрения, что платой за это для Украины будет передача трубы в частные руки. Пока что не видно, чьи это руки, чья голова управляет этими руками и что это будет стоить Украине. Хорошо, что мы все пользуемся едва ли не единственным достижением оранжевой революции — гласностью, но плохо, что мы не можем эффективно влиять на события в государстве. Хорошо, что как результат поза- и прошлогодних событий повысилась сознательность граждан Украины, засвидетельствовавших свои попытки жить в демократическом и открытом государстве, но и плохо, что власть пока что не отвечает таким надеждам. Давайте мы все вместе используем эту возможность, которая дается раз в пять лет и попробуем в марте что-то изменить к лучшему.
Владимир КОРОБОВ , заведующий кафедрой философии и социологии Херсонского национального технического университета:
— Самым интересным событием недели в политическом Херсоне стало то, что наконец мы узнали о списках кандидатов на местные выборы от партий и блоков и получили свою долю разочарований, которую страна уже получила несколько раньше. На этой неделе появился новый кандидат в мэры Херсона — олимпийский чемпион-гребец 1980 года, секретарь партийной организации КПУ г. Херсона Сергей Пострехин. Эта фигура в спортивном мире очень известна. Поэтому сам факт выдвижения такой популярной личности привлечет внимание и к Херсону, и к избирательной гонке в Херсоне. И это не хуже, чем выдвижение Кличко в Киеве. Однако неутешительный факт, что партийные коммунистические секретари, «красные» директора исчерпали себя, и сейчас в наступление пошли советские чемпионы и спортсмены. Не знаю, спасут ли они наш город. И вообще то, что спортсмены хотят руководить нами — плохо. Также обратил внимание и на крещенское купание в проруби нашего Президента. Это доказало нам, что его здоровье лучше, чем мы думали. Печально, что после «газовой войны» «в наступление» пошли сильные морозы, от которых мы все сейчас страдаем. К тому же у нас на юге это особенно страшно и опасно. Грустно и то, что постепенно наша Херсонщина втягивается в узел геополитической борьбы за принадлежность маяков и других гидрографический объектов.
Сергей ГЛЕБОВ, доцент кафедры международных отношений Одесского национального университета:
— Безусловно, среди ключевых событий недели — так называемая маяковая война. Особенно если рассматривать эту «войну» как продолжение проблемных вопросов, которые, к сожалению, имеют место в отношениях между Украиной и Россией. Но все-таки надо помнить, что Российская Федерация находится на чужой территории — территории суверенного государства, и все, что находится на территории Украины, ни в коем случае не может рассматриваться российской стороной в качестве своей собственности. Собственности, которую она готова отстаивать такими методами, будто ее отстаивает хозяин. В любом случае все, чем сегодня оперирует Российская Федерация на территории Украины (военно-морской флот, военно-морские базы в Севастополе и прилегающие территории), находится в ведении РФ на основании международных договоренностей и, прежде всего — двухсторонних соглашений 1997 года. Речь идет об аренде. Поэтому Украина как была, так и остается (даже при таких договоренностях) государством-собственником всего имущества и своей территории, которую она временно (в данном случае — на 20 лет) передала в пользование РФ. Что все это означает? Юридические последствия любого спора с соседним, пусть даже братским, государством основываются на том, что любая договоренность в случае некорректного поведения партнера по договоренностям так или иначе может быть прервана или пресечена. На основании этого в любой момент можно потребовать изменить как срок аренды, так и условия этой аренды. В конце концов, Украина предоставляет свое имущество для пользования РФ, а не РФ делает нам одолжение, якобы присутствуя в Украине в интересах украинского государства. Украина вправе распоряжаться своим имуществом так, как она считает нужным. И поэтому может потребовать от России предпринять те действия, которые, как считает Украина, будут развиваться в направлении защиты украинских интересов. Поэтому то, что сегодня происходит, — имеется в виду скандал о принадлежности основных маяков на крымском полуострове, — безусловно, не входит ни в какие цивилизационные рамки общения государства-хозяина и государства, арендующего станции и маяки, имеющие очень важное военно-политическое значение как для Украины, так и для России. Поэтому очень странно слышать экспертные оценки на украинском и российском телевидении о том, что России здесь что-то принадлежит и она на что-то имеет право. Да, она имеет право на аренду. И надо понимать, что любая договоренность является волей государств. Таким образом Украина сама для себя может решать, насколько ее воля сегодня позволяет совершить тот или иной поступок. А сегодняшние действия России — претензии к Ющенко, претензии на инфраструктуру, в конце концов — на территорию, которая находится в рамках государственной границы Украины, — нецивилизованны. Кроме того, интересный сценарий развивается и в США. Речь идет о возможной новой попытке импичмента президента Джорджа Буша. Против него и нескольких руководителей спецслужб США уже выдвинуты судебные иски в связи с прослушиванием телефонных переговоров американских граждан. Интересно, как в демократической стране будут развиваться отношения между президентом и обществом. Подготовила Юлия КАЦУН, «День»