Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЧТО ХОРОШЕГО? ЧТО ПЛОХОГО?

Газ и... культура
16 декабря, 2005 - 20:00

Обсуждение с Российской Федерацией цены за газ, общественные слушания «Юбилейный наряд Харькова», проблемы Ялтинской киностудии — об этих и других событиях и проблемах недели в традиционной рубрике «Дня».

Галина ЛЕВИЦКАЯ , журналист:

— Для меня хорошим событием в политической жизни страны было то, что впервые государственный чиновник Анатолий Матвиенко на брифинге в Секретариате Президента решился сказать вслух то, о чем давно судачит политический и военный истеблишмент. На мой вопрос, почему Украина уже должна платить по мировым ценам за газ, имея до 2013 года подписанное соглашение, а Российская Федерация, имея подписанное соглашение до 2017 года за пребывание на нашей территории военной базы не платит по мировым ценам, прозвучало долгожданное: «Украина имеет право ставить вопрос о соответствии мировым тарифам и стандартам пребывание иностранных войск на своей территории». Это определение дает возможность украинскому руководству иметь выигрышную позицию в обсуждении цены на газ с РФ. Однако Президент Украины не принимает во внимание выводы военных специалистов, что для нашего государства мировая цена платы за аренду ЧФ РФ дала бы миллиардные доходы. Российская Федерация должна была бы платить до 2 х миллиардов долларов ежегодно за пребывание ее базы в Севастополе. Такие суммы платит США за свои военные базы в Германии и Японии. Плохо, по моему мнению, то, что украинская власть никак не хочет научиться отстаивать национальные интересы и в сложных ситуациях, как страус, прячет голову в песок. Разъединенность украинского властного истеблишмента привела к тому, что не выработана единая наступательная позиция относительно обеспечения информационного прорыва в газовом споре. Украинский истеблишмент работает по инерции, как это было во времена Леонида Кучмы, — не раздражать и не обсуждать с руководством РФ принципиальных для нас и раздражающих его вопросов.

К хорошему в первую очередь хочу отнести цикл концертов духовной музыки (мировая классика, тексты в основном переведены на украинский язык) в исполнении особенного украинского коллектива — Киевского симфонического оркестра и хора под управлением Роджера Макмеррина (родился он в США, с 1992 года работает в Украине). 12 декабря в Доме органной музыки состоялся концерт — колядки в исполнении этого коллектива, — в который раз засвидетельствовавший, что украинская духовная музыка является неотъемлемой частью мировой культуры, а Украина — родиной талантливых и одержимых своим делом людей.

На традиционном дне правительства в Верховной Раде мы услышали страшный приговор: в нашем государстве к гуманитарной катастрофе добавляется еще и культурная. Из 130 тысяч памятников, которые есть в Украине, каждый второй требует реставрации и ремонта, и не утешает то, что в списке ЮНЕСКО есть комплекс сооружений Софийского собора, Киево-Печерской лавры. А Киевский литературно мемориальный музей-квартира Николая Бажана, Музейисторических ценностей, Национальный музей Тараса Шевченко в Киеве и Шевченковский национальный заповедник в Каневе еще находятся на ремонте, отсутствуют средства на реконструкцию Национально-художественного музея Украины, состояние которого оценивается как близкое к аварийному. Культурной катастрофы можно было бы избежать, если бы в нашем государстве было меньше глобализованных меценатов. Большинство бизнесменов в нашей стране не имеют ни малейшего понятия об украинских исторических ценностях. Им очень далеко до таких украинских меценатов прошлого, как Ханенко, Терещенко, Семеренко, Тарновские.

Иван ПАНКОВ , гончар (г. Луцк):

— На днях на одной корпоративной вечеринке встретил много интересных людей. Одной из них была певица Нина Матвиенко. И лучшим для меня было то, что мы с ней вместе лепили подсвечник. Я общался с этим человеком, видел ее глаза, слышал ее голос, — и это стало для меня наиболее примечательным событием не только недели, но, наверное, и целого года. Я в восторге от ее пения, мне нравится, как она разговаривает, я по-хорошему удивляюсь ее отношению к жизни. А политикой стараюсь не интересоваться.

Борис САВЧЕНКО , глава правления Национального союза кинематографистов Украины:

— На этой неделе побывал на Ялтинской киностудии. Эта поездка только углубила мои предыдущие впечатления. Речь идет об абсолютно безразличном отношении в новой стране к новой жизни. Потому что когда снова на первое место ставится производство, промышленность, сельское хозяйство, а не человек, то в этой стране ждать нечего. Еще раз убедился, что искусство никому не нужно. Потому что собственными глазами увидел, как разрушается Ялтинская киностудия. Ее продали. Теперь ее хотят перепрофилировать. Через десять лет нам всем будет стыдно за то, что мы не защитили старейшую и мощнейшую киностудию на территории бывшего СССР. Это наш памятник культуры и истории. А об этом там никто ничего не хочет слышать. Никто не хочет вмешиваться в ее проблемы. Это меня очень удивляет. Все должно было бы идти по закону. Чтобы, например, в решении судьбы киностудии участвовал и ее коллектив, чтобы он как-то влиял на формирование политики, которая не даст отойти вообще от кино и от кино, которое может называться художественным произведением.

Елена ПРИВАЛОВА , АОЗТ «Страховая компания «ЛЕММА» (Харьков):

— Мне очень понравилась мысль, прозвучавшая на прошедших недавно в Харькове Международных общественных слушаниях «Юбилейный наряд Харькова». Собственно, мысль о том, что архитектурное наследие Харькова является «нефтяной скважиной» Украины. На мероприятии удалось пообщаться не только с людьми, которые год назад занимались приведением города в праздничный вид по случаю его 350-летия, но и с активной элитой первой столицы: с архитекторами, учеными, представителями власти, творческих и предпринимательских кругов. О том, почему архитектурное наследие Харькова находится в запущенном состоянии, харьковчанину объяснять нет необходимости. Правда, наблюдательному харьковчанину. Большинство же из нас пока наивно продолжает радоваться появлению высоток в историческом центре или яркой боевой раскраске старых домов. А если бы мы умели смотреть немного дальше, в будущее, было бы очевидным, что с такими темпами лет через десять в городе, как минимум, не останется площадок, где могли бы играть дети, а как максимум — Харьков полностью утратит свой всемирно известный статус столицы и величайшего «заповедника» архитектурного направления конструктивизма. Приезжая сюда, немцы уже никогда не найдут известный Клуб строителя, вряд ли узнают некогда великолепный дом Ростроповича, да и вряд ли попадет в список ЮНЕСКО известный на весь мир харьковский Госпром. Разрушены целые кварталы, деградируют большие комплексы зданий, в исторических кварталах начинают появляться диссонирующие современные строения. Все это очень плохо и для города, и для его жителей, и для Украины. Плохо еще и потому, что у города нет общей стратегии развития. Причем Харьков лишен возможности даже составлять собственный генеральный план — им занимаются киевляне! Что же здесь хорошего? Как минимум, то, что две общественные организации — «Центр общественной политики» и «Харьковский клуб» положили начало большим обсуждениям этой ситуации в обществе. Думаю, эти мнения смогут превратиться в снежный ком, который будет способен влиять на происходящее, потому что иначе плохого в облике города будет больше, чем хорошего.

Подготовила Юлия КАЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ