Елизаветградские газеты дали старт в поэзию не одному уроженцу нашего степного края, которые потом прославили его своим творчеством. Нашли мы в газете «Голос Юга» за 22 февраля 1908 года и стихотворный фельетон, который подписан «Ам Ш-ский». Принадлежал он 19-летнему Аминадаву Шполянскому и назывался «Песня Ингула».
Возможно, и другие стихотворные произведения Аминадава Шполянского выходили в елизаветградских газетах, однако их пока еще не удалось обнаружить. Хотя они могли быть подписаны до сих пор неизвестными псевдонимами знаменитого поэта, прозаика, сатирика и эпиграммиста. В 1910 году как корреспондент елизаветградской газеты «Голос Юга» Шполянский присутствовал на похоронах Льва Толстого.
С тем, что Дон Аминадо — неординарная личность, соглашались выдающиеся его современники: Куприн, Алданов, Адамович, Гиппиус. О нем одобрительно отзывались Горький, Бунин, Цветаева.
В фондах Государственного архива Кировоградской области храниться Книга регистрации актов о рождении Еврейской церкви города Елизаветграда за 1888—1891 годы. На 22-й странице находим запись №103 о регистрации рождения сына Аминадава в семье елизаветградского мещанина Пейсаха Шполянского и его жены Либы Розы. А датой рождения записано 25 апреля 1888 года (по новому стилю — 7 мая).
Чем занимался отец Аминадава и где был их дом в Елизаветграде — не установлено. Известно, что братья Шполянские держали типографию, были магазины Шполянского на Перспективной улице в квартале между Ингулом и Преображенской улицей, в частности «Пассаж», Шполянский имел дом на углу Александровской и Болотной улиц. Но имел ли отношение к ним Пейсах Шполянский?
В 1897-м Аминадава приняли в подготовительный класс Елизаветградской мужской гимназии. Потом он учился на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе и в Киевском университете, юрфак которого и окончил. В номере за 26 июня 1906 года елизаветградская газета «Новая волна» напечатала заметку, что «освобожденный из-под ареста студент Шполянский, арестован и сильно избит во время разгона митинга 15 июня».
В 1910-м поселился в Москве, занялся адвокатской (помощник присяжного поверенного в 1912—1915 годах) и писательской деятельностью (газета «Раннее утро», сатирический еженедельник «Новый Сатирикон»).
Принимал участие в Первой мировой войне (в 1915-м был ранен и вернулся в Москву), опубликовал свою первую книгу патриотично-лирических стихотворений «Песни войны» (1914). Февральскую революцию приветствовал пьесой в стихотворениях «Весна Семнадцатого года», Октябрьской — не принял.
В 1918 году выехал в Киев, сотрудничал с местными газетами. Потом печатался в Одессе. 20 января 1920 года эмигрировал через Константинополь в Марсель, откуда переехал в Париж, где и провел остальную жизнь. Печатал фельетоны, сотрудничал с журналами и газетами, выпустил несколько сборников своих произведений. Критика видела в них продолжение классической традиции русского юмора с его сочувствием к «маленькому человеку», трансформацию этой темы «относительно эмигрантского зарубежья».
Талант Дона Аминадо имел еще одну сторону: много из сказанного и написанного им оказалось пророческим. В декабре 1991 года прекратил свое существование Советский Союз. Приговор подписали в Беловежской пуще руководители трех стран-основательниц — Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич. Но еще за 71 год до этого о будущей встрече писал Дон Аминадо в своем стихотворении «О белом бычке»:
...О, Господи,
Ты только вездесущ
И волен надо всем
преображеньем!
Но, чую, вновь
от беловежских пущ
Пойдет начало
с прежним продолженьем.
И вкруг оси опишет
новый круг
История, бездарная,
как бублик.
И вновь на линии
Вапнярка—Кременчуг
Возникнет до семнадцати
республик.
На прославленных парижских бульварах его не покидало щемящее ностальгическое ощущение своей родины. «Небольшой городок, забытый на географической карте где-то в степях Новороссии, на берегу Ингула, преисполняет сердце волнующей нежностью, сладкой болью. Потерянный, невозвращенный рай!»
Мемуары не были закончены. Умер Дон Аминадо в 1957 году, похоронен в Париже. На своей родине пока еще не увековечен — ни памятной доски на фасаде Елизаветградской мужской гимназии, ни улицы его имени...