Ритуалы важны для определенного процента людей, которые с детства привыкли ходить в церковь. Для страны в целом гораздо важнее христианские ценности. Большинство украинцев толерантно восприняли бы их утверждение. Главное, чтобы это кто-то начал делать. Но люди видят, что за последние три десятилетия (когда и церкви строились ударными темпами, и священников не репрессировали) духовность общества не возросла. Для этого у многих возникает закономерный скепсис относительно церкви. Причем конфессия здесь не играет особой роли.
Вырубка еловых лесов в Карпатах и уничтожение сосновых боров на Ровенщине во время «янтарной лихорадки» были настолько масштабными, что их нельзя было не заметить! То же самое касается и угольных копанок на Донбассе. Там тоже лакомые к деньгам безбожники упорно уничтожали лучшие в Европе черноземы. Реально ли это было остановить? Не знаю. Но по крайней мере должны ходить по «горячим точкам» какие-то служители веры, что-то объяснять людям... Ибо когда массово нарушается заповедь «не укради», христианам грех не реагировать. В 2017—2019 годах я поездил по Ровенскому и Житомирскому Полесью. Тогда же специально побывал и в Карпатах. Что-то не слышал о странствующих проповедниках и подобных церковных инициативах. Только наткнулся на баптистов, которые рассказали, что их пастор убеждал не заниматься добычей янтаря. Ведь это грех — земля уничтожается... Поэтому кормильцы многодетных семей начали собираться на заработки в Польшу.
* * *
Не так давно в соцсетях живо обсуждался досадный случай, произошедший с молодым галицким священником. Суд признал его виновным в нетрезвом вождении авто. Проверка на алкотестере подтвердила подозрения патрульных — 0,92 промилле алкоголя. Священник был оштрафован на 17 тыс. грн и лишен водительских прав на один год. Но наибольший интерес для нас представляет не столько решение суда, сколько отзывы граждан на событие. Ибо это своеобразный «срез общества»:
«Все христиане знают, что для причастия вино — это как кровь Иисуса. Используют и хлеб как тело Иисусово. Все, что осталось после причастия прихожан в чаше, священник должен выпить и съесть. Так что теперь будут штрафовать всех священников? Это аргумент в защиту. А некоторые, наоборот, подкалывают: «В следующее воскресенье все патрули будут стоять возле церквей. Доходное дело открылось! Драгеры принесут доходы!»
Было и совсем пренебрежительное: Что такое для священника 17 тысяч гривен? Да ничего! Помашет кадилом и заработает.» Другой корреспондент однозначно поддерживает решение суда: «Правильно поступили! Еще бы и кадило забрали...»
Однако было немало слов в защиту: «Это прекрасный священник, у которого есть чем поделиться с людьми, постоянно работает над собой, совершенствуется, вдохновляет своим примером любви к Богу и его ценностям» /»Лично знаю отца, для меня он является одним из лучших примеров современного душпастыря!» /»Знали бы вы его лично, краснели бы от стыда за то, что написали...»
Но очень важно сосредоточиться на ценностях. Поменьше ритуалов — побольше конкретных дел! Вместо того, чтобы зацикливаться на том, что съедено или не съедено после прихожан, лучше сосредоточиться на духовных вещах. Объявить бескомпромиссную борьбу за цементирующие общество ценности! Ибо есть основания для большой тревоги. Вот что пишет академик Элла Либанова: «У нас есть ужасные потери трудоспособного населения: в трудоспособном возрасте мы теряем почти 40% наших мужчин и около 8% женщин. Нездоровый образ жизни, плохие условия труда, высокая смертность на дорогах, неудовлетворительная медицина...»
В самом деле, мы не умеем жить гармонично. Поэтому и живем на 12—14 лет меньше, чем шведы, швейцарцы, японцы...
Даже атеисты, мусульмане, кришнаиты заинтересованы в том, чтобы христианская заповедь «не укради» в Украине не нарушалась. Из этого и исходить надо. Главное — побольше конкретики. Скажем, одна церковь воспитывает несколько учителей-христиан. Другая — врача-христианина. Третья — полицейского-христианина. Кому что больше нравится. Главное — чтобы результат был!
* * *
Не следует ограничивать себя в географии. Скажем, теперь можно было бы высадить «христианский десант» для помощи мэру Лебедина (Сумская область) Александру Баклыкову. В свое время он победил с большим отрывом от соперников, потому что избиратели знали его как честного человека. Мэр запланировал полную инвентаризацию земель громады. «А там Авгиевы конюшни, и многие депутаты перепуганы перспективой раскрытия их манипуляций с землей», — объясняет ситуацию политический активист Иван Лозовой, который через соцсети обратился за помощью ко всем небезразличным украинцам.
Конечно, есть большой соблазн оставить все как есть. Не заниматься тем, чем и раньше не занималась церковь.
Проигнорировать слова Любомира Гузара, сказанные им двадцать лет назад: «Трагедия нашей церкви, что мы духовно очень слабы. Мы строим красивые храмы, но не воспитываем людей...» Профессор Игорь Лосев через десятилетие напишет: «Когда в основе успеха воровство, уроки христианской морали не помогут». Протестантский философ Михаил Черенков не менее категоричен: «Церковь не сможет ничем помочь обществу, если не начнет с себя» («День» 27.04.2012). Помним, что и нынешний глава УГКЦ Блаженнейший Святослав призвал: «Церковь должна выйти за пределы ограждений своих храмов» («День» 2.03.2012)
Выбор за церковью. И если она решит, что лучше обойтись без радикальных действий, то и большинство украинцев может сделать вывод: без выхолощенной, сугубо ритуальной церкви тем более можно обойтись.