Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Чтобы научиться плавать, нужно войти в воду»

25 октября, 2003 - 00:00

Проблемы современного украинского общества — это вечные проблемы веры, совести, проблемы трудностей трансформации. Прежде всего необходимо представить: что во что надо трансформировать. Одна парадигма жизни должна трансформироваться в другую, что неизбежно влечет за собой изменения в общественном сознании и сознании индивидов. Понять эту задачу можно, сравнив структуру личности типичных представителей существующего социума и личности из сообщества людей, живущих на основе личной (частной) инициативы. К типизации образов обычно прибегают авторы различных литературных произведений. Примечая то общее, что присуще определенной группе или кругу людей, они наделяют этими общими чертами своих героев, позволяя нам, читателям, узнавать в жизни этот тип людей. Аналогично — наша задача может быть сведена к школьному сочинению на тему сравнения образов.

Для ее решения нам необходимо матрицу структуры психологии одного типа наложить на матрицу другого типа и найти матрицу перехода. Для составления такой матрицы воспользуемся моделью личности, которую предложил светлой памяти академик Николай Амосов в своей «Энциклопедии». «Общество — сильно самоорганизующаяся сложная система, и корень этого качества находится как раз в психологии людей», — пишет он. В его модели имеются следующие разделы: состояние, характер, способности, потребности, убеждения. Остановимся на последних двух, поскольку считается, что первые три дает человеку природа, он наследует их от родителей генетическим путем.

«Потребности же, даже биологические, потеряли свою первоначальную «чистоту», поскольку они формируются под влиянием общества», — читаем мы дальше. Основополагающую для общества частной инициативы потребность в собственности Н. Амосов считает возможно генетически обусловленной, «на базе которой разум построил пирамиду: от пищи до предметов роскоши». Т.е. сами предметы потребности, кроме самых необходимых, взяты человеком из культуры, его окружающей.

Считается, что мы страдаем этакой «обломовщиной», вверяем свою судьбу государству, страдаем совковой инфантильностью. Реалии же говорят о другом. Челноки заполнили страну товарами, под огороды занят каждый клочок свободной земли, продаем свой труд от Чукотки до Португалии. Остается незаполненной лишь ниша мелкого товарного производителя внутри страны, но трудности здесь вряд ли из области психологии. Зарубежные «акулы капитализма» также обходят стороной наши пределы — видать, нет здесь питательной среды для них.

Отдельный вопрос: почему не произошла самоорганизация рыночных отношений, а значит, рыночного сознания повсеместно? Одной из причин можно назвать «отключение» связи между правительством и народом. Можно спросить: что, селяне добились земельной реформы, стуча дойными ведрами об асфальт у стен Верховной Рады, повторяя: «Зем-ля, зем-ля»? Нет. Где-то решили, что это магистральный путь развития, их поддержали люди со своими личными интересами, а то, что селяне не высказывают бурной радости по этому поводу, так это отнесли к их недомыслию. Выходит: реформы сами по себе, а жизнь сама по себе.

Можно предположить, что «совковая установка» на безынициативность не является особым препятствием на пути трансформации сознания. В иерархии психических феноменов уровень установки считается довольно подвижным. С приходом новых условий и новых потребностей они объективируются в новую установку, старая, не находя подкрепления, затухает. Но для этого нужна вовлеченность, как в пословице: «Чтобы научиться плавать, нужно войти в воду». А со сменой поколений сменяется высший уровень психики — смысловой (по Амосову — убеждения). Сюда входят такие вещи, как совесть, вера, мировоззрение. Человек уважает себя, чувствуя заслуженное уважение окружающих. Это стремление лежит в основе совести. Носители же новых отношений не пользуются уважением в обществе, об этом свидетельствуют анекдоты о «новых русских» и других «новых». В данном случае наша «совковая» совесть выступает тормозом трансформации. «Новой» совести еще нужно пробиться в общественное сознание.

Необходимость веры диктуется самим устройством нашего сознания. Даже в основе геометрии (дисциплины, в которой абсолютно все доказывается) лежат аксиомы, которые принимаются на веру. Академик Раушенбах (тот, который конструировал системы управления ракетами и изучал законы зрительной перспективы икон) говорил, что в мозгу есть центр веры, наряду с центрами страха, удовольствия и т.п. Поскольку в природе нет пустоты, сюда были «затянуты» некоторые идеалы советского периода.

Изменяется ли вера? Библия говорит о кумирах древних евреев. Принятие закона Моисея помогло им совершить исход из Египта и обрести Землю обетованную. С приходом римского владычества назрела реформа веры. Положение «око за око» грозило самоуничтожением. Предложенные Христом более пластичные формы веры дорого ему обошлись.

Можно сделать вывод: наша «совковая» совесть не позволяет нам изменить «совдеповской» вере, что является тормозом в изменении сознания.

Можно ли изменить веру в течение одного поколения? «Иди за мной», — и гонитель христиан Саул становится апостолом Павлом и остается верен Учителю до конца. Чтобы погасить одну доминанту в мозгу, следует зажечь новую, которая заберет себе энергию предыдущей. Общая активность мозга также способствует отходу от доминанты. Это означает: необходимо расширить сферу новых отношений, вовлечь в них большинство, тем самым сделав шаг в создании новой идеологии (веры). Например, «человек, сделавший себя сам». Означает ли это, что через сорок лет новое поколение обретет свою Обетованную землю? Автоматизма здесь, наверное, нет.

В экзистенциальном гимне из кинофильма «Земля Санникова» поется: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Мы все время уповаем на наше прошлое (это наши возможности), но такое же влияние на жизнь имеет и наше будущее (наши устремления). Для создания страны «мешочников» нужна одна идеология, другие же цели потребуют и иных идеологий. Это поможет создать то, что психологи называют «новым центром интеграции личности».

Виктор ЯЛОВОЙ, Кривой Рог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ