Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Cостояние лесов напрямую зависит от уровня культуры»

Профессор Павел Вакулюк — о воспитании специалистов-патриотов
15 апреля, 2016 - 12:36

...Когда нажал на кнопку звонка давнего знакомого, то застал 87-летнего заслуженного лесника Украины со свежей газетой «День» в руках. Увидев немой вопрос в моем взгляде, профессор сказал: «Читаю эту газету с первого года ее выхода в свет. Считаю «День» флагманом украинской прессы. Особенно мне нравятся статьи Игоря Лосева, Сергея Грабовского, Игоря Сюндюкова. В газете много материалов на историческую тематику, и это хорошо, потому что без знания своей истории мы вообще не сможем идти вперед. Когда-то я дружил с холодноярским лесничим Александром Найдой. Вместе с ним я обошел холодноярские леса десятки раз! Мало того, что Александр Андреевич был влюблен в лесное дело, он был еще и большим патриотом Украины. На всех местах, связанных с Колиивщиной, он поставил памятные знаки. Знал он и о Холодноярской республике 20-х годов, но об этом говорить тогда еще нельзя было».

«ЛЕСА ИМЕЛИ ОБОРОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

«В свое время я активно участвовал в создании исторического клуба «Холодный Яр», которым теперь руководит Роман Коваль. Конечно, леса Холодного Яра имели оборонное значение, когда там действовали украинские повстанцы, — отвечает профессор на мой вопрос о связи лесов с борьбой за независимость. — Имели оборонное значение леса Карпат и Волыни, когда там действовала УПА. А вот жителей черниговской Корюковки леса не спасли. Когда в начале марта 1943 года немцы жгли этот город (партизаны сами спровоцировали карательную акцию, напав на тюрьму, где были заключенные родственники одного из партизанских командиров), то несколько сотен партизан Федорова стояли в селе Тихоновичи и даже не попытались напасть на эсэсовцев и спасти хотя бы часть жителей города. Партизаны освободили из тюрьмы около полусотни людей, потом же в огне погибло свыше семи тысяч корюковчан. Для сравнения: в чешском селе Лидице было уничтожено 320 человек, а в белорусской Хатыни — 149 человек. Сам Федоров об этом случае вообще не вспоминает в своей книге «Подпольный обком действует». И понятно почему. Было бы очень много вопросов к партизанскому руководству».

«ХОЧУ НАПЕЧАТАТЬ «ИСТОРИЮ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ»

Сейчас Павел Вакулюк готовит книгу «Лісовими стежками України». Он 65 лет отдал лесному хозяйству и ему есть что сказать людям. Книга уже набрана, но издать пока не получается из-за отсутствия средств. «А еще хочу выпустить «Історію лісового господарства України» в соавторстве с Николаем Медведем — бывшим заместителем председателя Госкомлесхоза Украины, — рассказывает профессор. — Подготовил справочник для работников лесного хозяйства почти на 700 страниц. Там будет все, что необходимо в работе. Но без изучения своей истории нам действительно трудно будет двигаться вперед. История лесного хозяйства Украины нужна точно так же, как история освободительных соревнований или, скажем, история флота. Вот вы обращали внимание на большое количество оврагов на Каневщине? Это объясняется тем, что в 1820—1840 гг. по всей Украине начали строить сахарные заводы. Для топлива нужен был лес, потому на протяжении небольшого времени появилось много сплошных рубок. Были они и в других местах, но там, где рельеф равнинный, овраги почти не образовывались. А вот на Каневщине местность очень холмистая, поэтому овраги там образовывались очень быстро. Решить эту проблему было непросто, потому была специально создана Каневская станция лесомелиорации для залеснения оврагов. Мы спасли от эрозии 14 тысяч гектаров пашни. А лучше было бы проблему не создавать. Вот почему нужна «Історія лісового господарства України» — чтобы мы и наши потомки лучше знали прошлое, изучали тенденции и могли планировать будущее».

«Не так давно в газете «День» была статья об украинском лесоводе Тарасе Короле (см. № 34—35 от 26 февраля), — напоминает Павел Вакулюк. — В 1933 году он писал письма немецкому послу в России и Максиму Горькому относительно Голодомора. Специалист по лесным культурам Свердловского лесокомбината (это Донбасс) отсидел за эти письма 20 лет... Не так уж и много людей осмеливалось на подобный протест. Представьте, насколько хорошим был бы этот пример на уроках истории лесного хозяйства Украины».

«ОШИБОЧНАЯ ПОЛИТИКА, КОГДА НАСЫЩАЮТ ОТРАСЛЬ НЕСПЕЦИАЛИСТАМИ»

«Украинские леса сейчас переживают нелегкие времена, — констатирует профессор. — В хозяйствах нет никакого порядка. А почему? Отсутствует любая политика в этой отрасли. Вспоминаю времена, когда министром лесного хозяйства Украины был Борис Лукьянов. То была эпоха порядка, относительно длительный период расцвета лесного хозяйства. Теперь таких специалистов нет... Это вообще ошибочная политика, когда насыщают лесную отрасль неспециалистами...»

«Cостояние лесов в той или иной стране очень зависит он общего уровня культуры народа. В свое время я много ездил по европейской части СССР. Обратил внимание, что в Беларуси уровень ведения лесного хозяйства был приблизительно таким, как и в Украине. А вот в Латвии, Литве и Эстонии он был намного выше! А Израиль? Почвы плохие, климат засушливый, страна постоянно воюет, но когда посмотрите на карту, то увидите, что если в соседних арабских странах доминирует ландшафт полупустыни, то совсем рядом, в пограничных районах Израиля — зеленеют лесопосадки. Разве это не вызывает уважение? Есть много разных рецептов спасения лесов Украины, но я подсказал бы самый эффективный: нужно поднимать общий уровень культуры народа и воспитывать лесоводов-патриотов!»

Сергей ЛАЩЕНКО, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ