Кризисное состояние современного общества – еще не повод для разочарования, и причин тому немало. Ведь болезненное становление нового украинского государства одновременно демонстрирует мощный взрыв творческой энергии в культурно-художественной сфере. Впрочем, так было во все времена и культурное пространство всегда формировалось более оперативно, почувствовав ослабление давления на мастеров. Да и публика, несмотря на все невзгоды, устав от ожидания давно обещанных изменений, именно в художественной практике видит утешение, выход своих эмоций. Ведь каждый тип общества стоит на определенной системе ценностей, находящих отражение в его культуре.
Современный театральный бум можно сравнить с аналогичными процессами, характерными для СССР конца 80-начала 90-х годов ХХ века, когда студийное театральное движение охватило почти всю страну. Несомненно, в настоящее время оно имеет другие измерения, форму интерпретации, сигнитивную систему. Да и уровень актерской игры, освобожденный от шаблонов ушедшей эпохи, также коренным образом изменился. Однако и сам актер значительно изменился, существенно расширил творческое амплуа, собственные возможности общения со зрителем, пытаясь почувствовать ритм времени.
В результате программы развития негосударственных театров, начатой на волне Горбачевской «оттепели», возник ряд оригинальных театральных структур, способных предложить зрителю новый взгляд на интерпретацию традиционных тем или посмотреть на современную жизнь другими глазами.
Закладывая в основу своей деятельности разные творческие принципы, формы организации репетиций и театрального действа, подбирая по своему усмотрению, исходя из содержания спектаклей, интерпретации сценических образов, актеров, они, аналогично нынешним, имели гораздо больше возможностей по выбору собственного репертуара, исповедованию творческих принципов, собственной самореализации постановщика. И именно этим вызывали восхищение у зрителя.
Что-то подобное происходит и в нынешнем культурном пространстве, где театр антрепризы, как сегмент деятельности независимых театров, продолжает отстаивать свои позиции и быстро приобретает приверженность украинской публики. И именно он делает более разнообразным культурное пространство страны, стимулируя и актеров, и режиссеров стационарных государственных театров к творческому поиску.
В основе их художественной презентации – преимущественно комедия или сарказм, жанр, который во все времена находил благодатную почву в сердце украинского зрителя; проблема, дающая немало возможностей для творческого эксперимента. Да и поиск второй половинки, как в «Женихах» М.Гоголя, или сакраментальный любовный треугольник – это всегда беспроигрышный интерес зала, ведь жизнь почти каждый день позволяет это если не проверить, то по крайней мере сравнить.
Вот и 10 декабря на сцене Академического музыкально-драматического театра в Ривном в очередной раз состоялась художественная презентация типичного сюжета (жизненного «треугольника»), интерпретируемого группой актеров Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра – «Муж моей жены» по пьессе М. Гаврана, реж. – заслуженный артист Украины – В. Астахов.
Состав актеров: народный артист Украины В.Горянский, одинаково талантливо реализовавший себя как в остросюжетных киноролях (назовем лишь творческие эксперименты последних лет: «Слуга народа», «Сувенир из Одессы», «Лучшая неделя моей жизни»), так и классических комедийных театральных сюжетах («Женихи» и «Ревизор» по М.Гоголю, «Комната № 13» (по драме английского драматурга Р.Куни), «Розовый мост» (реж. Е.Степанкова).
– заслуженный артист Украины Дмитрий Лаленков, послужное творческое реноме которого также убедительно: кинороли в фильмах и сериалах: «Богдан-Зиновий Хмельницкий», «Роксолана», «Доярка из Хацапетовки», «Дикая Любовь», «Леся+Рома», «Дедушка моей мечты», а также ведущие роли на театральной сцене Театра русской драмы им. Леси Украинки – «Дама без камелий» (реж. – Р.Виктюк), «Плечевой», «Играем Чонкина» и т.д.
– заслуженная артистка Украины Олеся Жураковская, которую, исходя даже из перечня сыгранных ролей, не нужно особо представлять как актрису национального кино («Пока станица спит», «Одесса-мама», «Сваты-5», «Вера, Надежда, Любовь», «Доярка из Хацапетовки»). А если сюда добавить и разноплановые театральные роли («Корсиканка», «Ромео и Джульетта», «Не все коту Масленица» и т.д.), то желание прийти на спектакль с его участием станет непреодолимым.
Попытаемся выявить составляющие успеха тех сценических мобильных трупп, которые многие годы активно «раскрашивают» культурное пространство западноукраинского региона.
Сюжет предлагаемых спектаклей, как правило, тривиальный – «любовный треугольных», супружеская измена в самых разнообразных ее проявлениях, интерпретацией актеров превращенная в комическую ситуацию, традиционно-бытовая проблема, связанная с женитьбой, или, в этом случае, поиском «перспективной» половинки (типичным образцом чего является творчество Н.Гоголя («Женитьба»). Впрочем, должное место могло бы занять и творчество М.Салтыкова-Щедрина или любого другого драматурга, направленное на раскрытие человеческих пороков, или лирическая драма, в основе которой лежит любовь (прошлые или возможные чувства, остановленные какими-то социальными коллизиями), ведь именно эта проблематика дает немало возможностей для интерпретации дальнейшего развития сюжета уже непосредственно зрителю. І именно этот сегмент в определенной степени и обеспечивает успех спектакля, ведь публика имеет широкие возможности домыслить дальнейшее развитие действия, стать, так сказать, активным соучастником создания и разрешения конфликта. А талантливая игра популярных актеров дает, в то же время, довольно оригинальную версию интерпретации сюжета. В подтверждение можно привести стабильно высокое реноме творческой группы во главе с легендой национальной сцены, народной артисткой Украины Адой Роговцевой («Варшавская мелодия») или художественного коллектива во главе с народным артистом Украины Владимиром Горянским («Муж моей жены»). Сюда можно отнести и успешные неоднократные выступления группы ведущих артистов украинского балета, объединенных Екатериной Кухар (А.Стоянов, А.Гаспар), которые также формируют у региональной публики понимание высокой миссии творчества и роли в ней мастеров.
Эти драматические спектакли в то же время предоставляют возможность широкой импровизации сюжета уже непосредственно на конкретной региональной сцене, учитывая реакцию публики, которая определенным образом стимулирует творческий процесс, как это, к примеру, заметно во время джазовой импровизации, когда эта публика, по мнению многих выдающихся исполнителей, становится сотворцем композиции. И здесь талант актеров, их глубокое вживание в сюжет, умение дать оригинальную, или, по крайней мере, не типичную развязку, играет чрезвычайно важную роль. Недаром, как подчеркнул В.Горянский в беседе с автором этого материала, «есть случаи, когда пьесу хочется поскорее завершить .., она не «звучит». Впрочем, преобладают счастливые мгновения, когда на сцене хочется быть как можно дольше»!
Иными словами, в Украине продолжает функционировать новый тип театра – экспериментальный, который, как и почти каждый творческий эксперимент, постепенно направляет уровень художественной интерпретации в несколько иное, более высокое ее измерение. А вместе с ним растет и духовная культура публики, способной ответить на это предложение. То есть вызов рождает отклик (А.Тойнби). Да и формируются эти мобильные группы исключительно на психологическом компоненте, когда ощущение партнера на сцене помогает другому быть уверенным в поддержке, стимулировать к импровизации, рождает какие-то другие сегменты, которых невозможно добиться в стационарном театре со стабильным его составом. Следовательно, этот тандем остается сегодня чрезвычайно нужной формой структурирования украинского социума, в том числе и профессионального, давая ему высокие духовные ориентиры в взвинченном политическими и экономическими проблемами обществе.
К тому же такая мобильная группа не требует особых сценических затрат, спецэффектов, громоздкого технического обслуживания, однако по форме влияния на аудиторию, изменениям в ее ценностных ориентациях значительно опережает практически любую театральную программу стационарного театра. Именно эта антреприза (как организационная форма нового театра в целом), воплощенная выдающимися актерами современности, обеспечивает ведущую роль на национальной сцене и ее эволюцию к лучшим образцам мирового искусства.
Поэтому театр продолжает оставаться важным сегментом не только отражения жизни, но и активно формирует все его грани, основываясь фактически на классических наставлениях Леся Курбаса. И в этом плане регулярно появляющиеся в регионах киевские антрепризы представляют собой высокий образец функционирования национальной художественной практики в условиях глобализационных и пандемических вызовов. Ведь театр – это популяризация вечных ценностей!