Перефразируя нашего гения Т.Г. Шевченко, относительно газеты «День» можно сказать: «Ось їй тринадцятий минало». Это мало или много? Вроде и немного, но учитывая современный ускоренный ход времени и развитие СМИ, — очень много. Ведь сегодняшний день несет в себе постоянный заряд непредвиденности развития мира, неуверенности в завтрашнем дне, сомнения, всеохватывающего пессимизма, жестокости и где-то там, в глубине, в конце тоннеля, надежду на лучшее. Поэтому при условии, что пресса должна определенным образом отображать жизнь во всех ее проявлениях, «День» смог за эти годы позиционировать себя как издание разнопланово-поисковое. То есть фактически сегодня в этой газете каждый гражданин Украины, да и не только Украины, может найти материал на любой вкус и любые предпочтения — общество, политика, экономика, экология, религия, искусство, спорт и тому подобное. Так что о многоплановости и многомерности не стоит спорить — она в каждом издании как в ширину, так и в глубину. Безусловно, как говорится, день дню рознь, качество материалов колеблется (но в пределах допустимого, не переходя в желтизну), что только лишний раз подчеркивает направленность редакции предоставлять своего рода разноплановый и разноуровневый журналистский ряд. «День» постоянно работает (очевидно, не только Она работает), он в движении, на марше, в поиске, посему — как без недостатков? Вопрос риторический. Главное, вовремя и верно делать выводы из ошибок и идти дальше. И самое главное — газета стала, без преувеличения, интеллектуальным центром. Созданный непосредственно под ее эгидой Острожский клуб интеллектуалов (интеллектуальное объединение украинских университетов) стал неким мозгово-штурмовым центром проблем современности и перспектив развития Украины. Это целенаправленное привлечение интеллекта именно к Острожской академии будто возвращает Украине ее законное место в кругу европейских государств.
Несколько лет назад «День» выступил с прекрасной инициативой выпускать серии книг по истории Украины под своим руководством: «Украина Incognita», «Две Руси», «Апокрифы Клары Гудзик», «Ваши мертвые выбрали меня» Джеймса Мейса и другие. Теперь эта идея нашла свое чудесное продолжение в виде очередной серии — двухтомника «Екстракт 150». Я (уверен, не только я) рассматриваю эту серию как своего рода отчет редакции перед украинским обществом. Это квинтэссенция украинской мысли последних лет, приводящая сегодня в движение, как мощный мотор, всю эту гигантскую, неуклюже-неповоротливую инерционную систему под названием «украинский социум», воспитывающая и лелеющая действительно узкую прослойку украинской интеллигенции, которую во все времена беспощадно истребляли наши враги.
К двум томам «Екстракта 150» по логике событий я бы прибавил третий том — традиционную ежегодную фотовыставку «Дня», открывшуюся в День рождения газеты 25.09.2009 г. По своему украинскому колориту, глубокой социальной направленности и правдивости она действительно может выступать как третий том «Екстракта 150» и, как предлагают зрители, быть бесконечным телесериалом украинской жизни. Как всегда, буквально на второй день после открытия, мы с женой побывали на выставке и пришли к немного грустному выводу. Разноплановая тематика, многогранность отображенной жизни, украинский национальный колорит, и над всем этим витает, тяготеет своего рода невыразимая тоска, сдавленное отчаяние, некий тупик нации, связанный именно с умирающим селом. Нам показалось, что негативные тенденции угасания украинской нации, а именно ее села, к сожалению, в тематике выставки превалируют. Например, в работах «Высший суд» мужские и женские портреты пожилых людей с лицами, на которых будто написана прожитая трудная жизнь, смирение, отсутствие желания жить, веры во что-то светлое. Нам кажется, что комиссии по подбору работ для будущей выставки стоит обратить больше внимания на позитивный заряд фоторабот, ведь нам, украинцам, сегодня он необходим как никогда; нужна уверенность, что мы самодостаточны, что страна Украина все-таки состоялась, вопреки желанию наших «воріженьків», и не является Failed stad.