В конце октября чехи и словаки отпраздновали свой национальный и самый большой государственный праздник — День основания чехословацкого государства. А скоро, 17 ноября, еще один, правда, не такой официальный праздник — День краха коммунизма на чешской земле. Как не хватает этой даты нам! Сейчас чехи и словаки живут в разных государствах, и несмотря на действительно настоящую братскую близость, они уже разные государства. И хотя Словакия географически и ментально ближе, тесные связи Украины с Чехией, украинцев с чешским народом очевидны.
Особенно близкой чешская земля является для галичан, буковинцев и закарпатцев — как-никак в одном государстве длительное время находились. И не наихудшем, хотя бы по названию империи?— Австро-Венгерская империя Габсбургов. Как будто для чистоты эксперимента две части украинских земель разделились между двумя империями: деспотической самодержавной, в которую все время зовет наша пятая колонна и образованной европейской, достижения и плоды которой мы как-то недооцениваем. Именно в Австро-Венгерской империи наши крестьяне, а это была почти вся масса народа, узнали о свободе, получили впервые понимание «гражданина», вместо привычного «быдло». Не тогда ли развилась наша культура, промышленность или общественные отношения? И достаточно часто носителями не только властных полномочий, но и образования, порядка, культуры и права были для Галичины, поднимавшейся на ноги, чехи и мораваки, завербованные в ряды тогдашней австро-венгерской власти.
Сколько деятелей нашей культуры, образования, науки нашло приют в уютной Праге! Перечень известных украинцев в Чехии может занять страницы и будет неполным. Здесь ковали кадры военные УНР, действовала Хозяйственная академия в Подебрадах, формировались культурные общества и редакции журналов. Глубокой и содержательной является страница славянофильства.
Но в действительности соседские отношения между чехами и русинами достигают значительно более глубоких времен. Согласно одной из исторических версий, древний Перемышль был поселением, восточной опорой продвижения легендарного рода Пржемысловичей. О деятельности моравских монахов Кирилла и Мефодия известно больше. Не удивитесь ли вы, когда узнаете, что у князя Владимира до его крещения было две жены-чешки? Уже по-настоящему дипломатические отношения имел с Чехией король Данило Галицкий. Немногие люди знают, что Пилип Орлик, автор (как смело утверждают) первой казацкой Конституции, происходил из обеднелого?чешского рода Орлов. Многое из этой исторической наработки забыто или потеряно.
Значительно менее заметной в историческом плане, но более результативной по последствиям была взаимная миграция населения. Чехов на украинские земли гнали бедность, малоземелье, неурожаи, религиозные конфликты, моры и нашествия. Уже позже к этому приобщилась колониальная политика. Украинцев на чешские земли гнали военные конфликты, национальные притеснения и хорошо известная ныне возможность заработка. Масштабным был поход нашего люда за знаниями, технологиями и умениями. А еще представьте себе, что отдельные казацкие отряды зарабатывали в Чехии, как бы теперь сказали, «охранной деятельностью». Об этом свидетельствуют отдельные фигуры на знаменитом и популярном среди туристов Карловом мосту в Праге — откровенно казацкие усы и оселедцы у застывших в камне персонажей.
Последние войны и социальные изменения на европейском континенте урегулировали миграционные отношения. Многие чехи, можно сказать, большинство, вернулись на историческую прародину. Одновременно немало украинцев решило поселиться в Чехии, выбрав личное благополучие, а не призрачную, по их мнению, цель построения цивилизованной и комфортной для жизни Украины. Но еще до сих пор достаточно часто можно встретить на наших землях чешские фамилии. Таких, как наша семья, где признаются украинские традиции, звучит украинский язык, а в воскресенье подают вареники с борщом, при этом не забывая о своих чешских корнях, достаточно много. Только среди моих знакомых Миколяш, Конечна, Гавел, Водичка, Ванек, Гошко, Каленский, Топинка, Мерунка, Гавличек и много других. Сейчас в экономике возобновляют светлую память и наработку гениального Йозефа Шумпетера из Моравии. А он, три года работая в Черновцах в университете, написал там одни из наиболее знаменитых своих трудов, включая «Теорию экономического развития».
Когда приезжаю в родное село моего прапрадеда, когда-то почти полностью чешскую Комаровку на Бродивщине, восхищаюсь широкими аллеями, в форме которых спроектированы и построены там сельские улицы. Продуманы добротные дома, рационально расположены хозяйственные здания, все взвешено, просчитано, все — для улучшения жизни. Где-то на юге Украины в Николаевской области самое южное чешское село — Бохемика. И та же картина — аккуратное село, культура, порядок и уважение к своему и местному. Умели же люди организовать свою жизнь, предусмотреть, что когда-то, возможно, и дороги более широкие будут нужны.
Менялась власть и политические режимы, изменялись экономические и общественные модели. Но Чехия была и остается землей, удобной и комфортной для проживания. Спокойный и невозмутимый чешский народ мирно попивает свое лучшее в мире пиво, но при первой опасности для демократии — взрывается многотысячными митингами протеста. Основой этого является достойная жизнь и высокие социальные стандарты. Тихая, толерантная и рассудительная нация вдруг становится гневным кулаком, который не терпит пренебрежения правами человека. Незаконное увольнение редактора популярного телеканала когда-то в двухмиллионной Праге вызвало настоящую революцию. Даже приблизительно трудно представить, как бы отреагировали чехи на «подвиги» наших власть имущих.
Наивысший уровень ВВП на душу населения в регионе, динамичное и спокойное развитие, сохраненная природа и размещенная рядом индустриальная база — все это создается спокойным, вдумчивым и умело организованным трудом, дополненным тяжелым трудом наших и других людей, приехавших на заработки. Чехи, несмотря на свои известные левые политические симпатии, четко и решительно порвали с коммунизмом. И не только с помощью цивилизованной люстрации, но и с помощью привычного неприятия коммунистических идей и призраков. Они не тоскуют по «доброму Ленину», советским танкам, экскурсиям в Ленинград и дешевой железной руде. Потому что имеют самый ценный ресурс — работящий и квалифицированный народ, который хочет достойно жить на своей земле.
Поэтому, как положено соседям, поздравим Чехию, чешский народ и чешскую диаспору в Украине не только с государственным праздником — Днем чешского государства — но и с Днем краха коммунизма. Чтобы им и нам хорошо жилось в общей и объединенной Европе.
КСТАТИ
В селе Лобаново Джанкойского района (это бывшее село Богемка, основанное чехами 150 лет назад!) недавно прошел фестиваль, в программе которого были открытие новой экспозиции национального музея, праздничный концерт, спортивные состязания, дегустация национальных блюд, а также фотовыставки, где были представлены фотоматериалы?XIX—XX веков из фондов этнографического музея и архива Крымского культурно-просветительского общества чехов «Влтава».
Переселение чехов в Крым было связано с массовой эмиграцией их в Украину в конце 60-х — начале 70-х годов XIX века. Основной причиной переселения стали экономические условия, сложившиеся тогда в Чехии, — отсутствие земли, обнищание населения. В Крым чехи переселялись в основном из Богемии, а также из основанных ранее колоний в Полтавской губернии. Переселение шло двумя путями — морским (через Феодосию) и сухопутным (через Перекопский перешеек). Часть переселенцев выбрала для поселения Феодосию. Здесь они начали заниматься торговлей, но затем были вынуждены переселиться в степной Крым, не выдержав конкуренции. В 1860-х годах в Перекопском уезде было основано четыре чешских колонии, которые позже были переименованы: Табор (ныне село Макаровка Первомайского района), Богемка (ныне село Лобаново Джанкойского района), Царкевич (село Пушкино Красногвардейского района) и нынешнее село Александровка Красногвардейского района. По данным Всероссийской переписи населения, в 1897 году в Таврической губернии проживали 1962 чеха, из них 1174 — непосредственно в Крыму.
Село Богемка, которое переселенцы назвали в память о своей исторической родине, возникло на месте крымскотатарского селения Джадра, покинутого жителями после окончания Крымской войны. Первое документальное свидетельство о Богемке датируется 22 февраля 1862 года, когда Министерство государственных имуществ передало эти земли для поселения чешских иммигрантов. Колонии было выделено свыше 2 тысяч десятин земли. Первыми жителями стали 60 чешских семей. Богемка сохранила этническое лицо на протяжении всей дальнейшей истории. Первая чешская школа была открыта в нем в 1867 году.
Послевоенная история Богемки началась с Указа Президиума Верховного Совета РСФСР 21 августа 1945 года о переименовании села в Лобаново. Ныне здесь проживает свыше 350 чехов. Их объединяет культурный центр, в котором есть церковь, музей чешского быта конца XIX века, специализированный класс воскресной школы, где обучают чешскому языку, истории Чехии, народному прикладному искусству.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Чехии в Украине Иван Почух подчеркнул, что чешская сторона заинтересована во всестороннем сотрудничестве с Крымом, в том числе в таких наиболее приоритетных направлениях, как туризм и сельское хозяйство. Заместитель министра иностранных дел Чехии Томаш Дуб отметил, что торговый оборот между Чехией и Украиной в 2010 году составил 1,5 млрд. евро. За 8 месяцев текущего года экспорт вырос на 25%, импорт — на 35%. Чехия завозит в Украину продукцию машиностроения, мобильные телефоны, компьютеры, компоненты реакторов, химическую продукцию. Украина в Чехию продает уголь, металлолом, металлопрокат, электричество, алюминий, дерево. Критически оценив такую ситуацию, крымчане и чехи договорились активизировать сотрудничество. Представитель Чешского экспортного банка рассказала, что чехи заинтересованы в расширении сотрудничества с бизнес-кругами нашей страны. Пока 46,9% предоставляемых банком кредитов берут российские предприятия, Украина же — всего 3,8%.