Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Десять шагов навстречу здравому смыслу

18 мая, 2006 - 19:26

Завершились выборы, но выбор народа не реализован. На сегодняшний день вырисовывается две альтернативы: либерально-демократическая и олигархично-либеральная. Не такие уже и прекрасные варианты, но имеем то, что имеем. Какой из вариантов станет украинской действительностью, определяющим образом зависит от позиции Президента Украины. В связи с этим растет ответственность первого лица государства за принятое решение и его последствия. Вероятно, есть у Президента ближайшие научные советники, которые, исходя из имеющейся информации и определенных интересов, будут подсказывать ему поступать так или иначе. Однако объективности ради следует учитывать и мнения с мест. Вот одно из них.

Первое: главе государства необходимо ясно осознать, что он — вершина всего социума, а значит, педалирование интересов одной политической силы является гибельным и для государства, и для него лично.

Второе: ценность политика определяющим образом зависит от его умения прислушиваться к голосу народа, поскольку этот голос — самый объективный. Мы прошли выборы. Количественные показатели свидетельствуют, что граждане Украины все еще надеются на торжество разума и справедливости. Отсюда суммарные 41.93 %, отданные оранжевым, против 32,14 %, взятых ПР. Вместе с тем, значительная часть избирателей недовольна политикой власти. Об этом говорит тот факт, что после политического нокдауна лидер Партии регионов В. Янукович смог не только прийти в себя, но и завоевал самое большое количество голосов. Кроме того, 13.95% «Нашей Украины» против 22,29% БЮТ свидетельствуют, что вину за просчеты государственного управления народ в большей степени возлагает на «Нашу Украину» и в меньшей — на БЮТ.

В оценке возможностей функционирования той или иной коалиции лежит множество принципов и подходов. Однако существуют базовые принципы общественного прогресса, подтвержденные мировой историей. Это ГОСУДАРСТВО, ДУХОВНОСТЬ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ. На них должна строиться всякая программа. На них необходимо проверять верность курса.

Третье: умение слушать само по себе ничего не стоит, если нет желания и умения проанализировать свои действия, честно признать ошибки и сделать правильные выводы. Такой процесс лучше всего осуществить поэтапно — сначала в рамках партии, а потом в рамках коалиции. В качестве примера можно привести структурные компоненты анализа действий каждого из участников оранжевой команды во время бензинового кризиса. Задайте себе вопрос, можно ли было тогда премьеру принимать такое ответственное решение без консультаций с Президентом, можно ли Президенту игнорировать действия премьера как совершенно безосновательные, отреагировали ли российские олигархи на уступки Президента, учли интересы Украины, не закрыли «на ремонт» свои заводы, снят ли бензиновый вопрос на сегодняшний день, можно ли занимать в таких условиях позицию постороннего наблюдателя и так далее?

Четвертое: следует дать четкую оценку оппозиции в Верховной Раде и особенно на местах. Способствовала ли она своими действиями усилению государства и выхода его из экономического коллапса или сознательно и методично загоняла его туда; способствовала ли она демократии и законности или нет; имели ли положительные последствия призывы Президента к донецкой политической и экономической элите жить дружно и цивилизовано или нет; действенна ли политика уговоров, что в рамках правового, организационного и информационного поля можно противопоставить уговариванию, насколько реальной стала возможность оранжевого блока пропагандировать свою идеологию и практику на юге Украины и особенно на ее востоке; что исповедует оппозиция — углубление действий ошибок или конструктивную критику, какие экономические, идеологические и организационные методы преобладали в ее взаимодействии с властью за прошедшие полтора года.

Пятое: результатом оценки оппозиции должен стать вывод о потенциале и характере трансформационных процессов в этой политической силе: то ли это разновидность кучмизма, против которого боролся оранжевый лагерь или это что-то другое; в чем заключается качественное отличие нынешней ПР; как нейтрализовать гибельные центробежные тенденции и усилить консолидационный потенциал; как создать условия недопущения саботажа и развития конструктивизма?

Шестое: распределение власти между оранжевым блоком, когда каждая из составляющих возглавляет определенную ветвь власти, что является оптимальным. Кроме этого, чтобы не допустить узурпации управления одной политической силой и создать надежную основу демократизации и недопущение хаоса, можно разработать механизмы реализации властных полномочий, при которых такая опасность станет невозможной. В создании таких механизмов принципиальными являются действенность балансов и наличие достаточного потенциала динамики управления. Следует также учесть, что построить такие балансы в условиях тройки реально, а в условиях двухсторонней коалиции практически невозможно, поскольку соотношение 1:3 это исключает.

Седьмое: недопустимо ставить перед партнерами по коалиции явно недостижимые задачи и рассчитывать, что все дураки и не понимают этого. Это аморально. Такие действия более характерны для действий вражеских сил. Что касается такого поведения по отношению к союзникам, то оно разрушает коалицию и исключает возможность найти понимание.

Восьмое: потенциал коалиции значительно усилится, если она сумеет привлечь из политического спектра те партии, которые не прошли избирательный барьер, но поддерживают прогрессивные, демократические перемены. Умение найти союзников и использовать их потенциал на общее благо — одна из важнейших предпосылок стабильности и развития.

Девятое: необходимо определиться с международными приоритетами, кто хочет тебя «съесть» как данность, а кто поддерживает украинское государство, кто на данном этапе занимает нейтральную позицию, кто нужен нам, кому нужны мы, на чем возможен баланс. На основании сделанного вывода строить ответственную, последовательную и динамичную политику, не бросаясь со стороны в сторону и не создавая своими шагами дополнительных проблем, в первую очередь, в тех сферах, которые составляют государственную безопасность.

Десятое: некоторые считают, что политика функционирует вне морали. Такая оценка выгодна для общественных негодяев, которые рано или поздно занимают место на свалке истории. Моральная политика формирует условия развития человека и общества. Это та движущая сила, которая во все времена поднимала цивилизации. Она в состоянии поднять из болота и украинскую бизнесовую и политическую элиту.

Владимир ШЕВЧЕНКО, заместитель директора Одесского филиала Национального института стратегических исследований
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ