Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дорогами святынь

6 августа, 1996 - 19:10

Прочитал в № 117 ежедневной всеукраинской газеты «День» за 10 июля 2009 г. статью «Открываем Западную Украину» (стр. 22), маршрут № 1, и решил написать об еще одном маршруте — «Галицком» около Львова. Я люблю свой город. Не любить его невозможно — это дом, где я родился, моя жизнь, моя работа, мой язык, мое вдохновение. Львов ежедневно открывается мне, словно мудрая книга. Листаю ее древние и новейшие страницы — и не могу без искренней человеческой благодарности думать о тех, кто стал причастен к его второму рождению.

Недалеко от Львова (17 км), на горе (359 м), по дороге на г. Яворив расположено старинное село Страдч. История его основания уходит в далекие княжеские времена. Однажды два княжеских стрелка из г. Городок отправились на охоту. Охотясь за добычей, зашли на Страдецкую гору, покрытую в то время густым лесом. Там их застала ночь, но они решили во чтобы то ни стало поймать рысь, которая спряталась в пещере. На рассвете, когда рысь вышла из пещеры, стрелки убили ее. Воины были рады добыче, но больше всего их поразила окружающая красота и река Верещица. Вскоре стрелки поселились здесь, построили хату, а после — небольшую деревянную церковь, которая просуществовала до XVIII века. В ХVI в. в «Шематизме средневековых монастырей» М. Коссака зафиксирован монастырь отцов Василиан в Страдче, который ликвидировали во времена Австро-Венгрии. В 1795 году поднялась каменная святыня, которая простояла до 1927 года. Именно тогда по проекту Е. Нагирного была реконструирована церковь с полукруглым куполом в византийском стиле. В церкви были иконы А. Монастырского, но время и разные лихолетья не пожалели их.

Обслуживать церковь пригласили монахов, которые поселились в пещерах, разбросанных вокруг Страдецкой горы. Село быстро разрасталось и получило название Стрилыська. Во второй половине ХІ в. в Стрилыськ пришел монах из Киево-Печерской лавры. Он собрал затворников и начал с ними выдалбливать в скале подземный пещерный монастырь. Таким образом, в конце ХІ в. на Страдецкой горе возникает Печерская лавра, которая сохранилась до сих пор. В пещере есть церковь Матери Божией Нерушимой Стены, а за престолом вход в Печерскую лавру. На престоле были мощи Святого великомученика Тимотея. На стенах святилища сохранились две иконы, высеченные в скальных стенах, а именно: икона Христа Спасителя, увенчанного терновым венком, и икона святой Пятницы.

В 1243 году на Страдецкой горе произошла страшная трагедия. Во время борьбы татар с дружиной Ростислава кто-то из людей, укрытых от врагов в Страдецкой пещере, выстрелил из лука в татарина, который проезжал поблизости. Стрела не попала в цель, и татарин поднял шум, завернул часть отряда, который шел на поле битвы. Так татары случайно открыли вход в пещеру, в которой спряталось около двух тысяч человек... Татары разожгли огонь в главном коридоре. От огня сгорели все полы в кельях и церкви, а дымом были задушены те, кто скрывался в пещере. Монахи, которые были в церкви, узнали о страшном истязании невиновных людей и, помня слова Христа: «Никто не способен любить больше, чем тогда, когда он за своих друзей свою жизнь отдает», — они вышли в ризах из своего убежища и спустились к пещере... Поклонившись татарам, просили их потушить огонь и не карать невиновных за безрассудный поступок одного человека. Однако татары убили и монахов.

В 1947 году во время массового вывоза украинцев из Западной Украины в Сибирь и Среднюю Азию в число осужденных на принудительные работы в концлагерь попало большое количество молодых девушек из Галичины. Во время обеденного перерыва девушки запели церковную песню «Під Твою милість»... Именно тогда около них находился один старый татарин, который сразу же после завершения молитвы подошел к этим девушкам и спросил, случайно не из Галичины ли они? После когда убедился, что девушки действительно из Западной Украины, обратился к ним с просьбой, не согласились ли бы они вечером после работы прийти на могилу их хана и запеть молитву «Під Твою милість», чтобы снять проклятие с татарского народа, которое висит над ним вот уже семьсот лет за преступление, которое совершили их предки в Галичине в селе Страдчи. И старый татарин рассказал украинским девушкам ужасную историю преступления татарских завоевателей, совершенного ими в XIII в. в Галичине. Из его рассказа девушки узнали, что когда татарский отряд вернулся в Золотую Орду, то хвастался перед своими муллами, как он расправился с монахами и жителями галицкого села. Такой поступок очень огорчил мусульманских священников. Они прорицали, что за такой позорный и варварский поступок падет страшное проклятие на весь их народ. И это проклятие будет висеть над ними до тех пор, пока из Галичины не придут девушки и не запоют на могиле их хана «Під Твою милість».

Село прекратило свое существование. Впоследствии на этом месте возникло новое поселение под названием Страдч (место терпения, страдания). По народными рассказам, после Страдецкой трагедии сошла с неба Пречистая Дева Мария и оплакивала замученных татарами людей.

По другим народным сказаниям, монахи, зная о походе татар, предупредили людей из села об опасности и просили их спрятаться в пещере. Однако односельчане ослушались священников и большинство из них остались на горе. Только кое-кто прислушался к советам монахов и вместе с ними ушел в пещеру. Татары, напав на село, вырезали всех, сожгли дотла строения. Спустившись вниз, нашли и пещеру. А когда вознамерились войти, перед входом появилась Мать Божья и своим плащом, как нерушимой стеной, закрыла вход. Отсюда, по-видимому, и пошло название Матери Божьей Нерушимой Стены. Татары до смерти испугались появления Матери Божьей и в панике отступили. С тех пор все окружающие села особо почитают Пречистую Деву Марию на Страдецкой горе: 28 августа на Успение Матери Божией ежегодно сюда спешат паломники на храмовый праздник и молятся об отпущении грехов.

Страдецкую церковь отмечали многочисленные Римские Папы, проводя большие молитвы, а блаженной памяти Папа Пий ХІ грамотой 2876/36 уделил Страдецкой церкви полный обряд отпущения грехов на каждый день года. Грамотой 4142/36 установил на Страдецкой горе Крестную Дорогу (Кальварйо) с Иерусалимскими молитвами.

Каждый христианин должен знать, что Крестная Дорога с Иерусалимской молитвой в с. Страдчи около древнего Львова, дает возможность верующему украинцу или украинке в любой день прийти на богомолье, отправить церковную службу Крестной Дороги и получить полное отпущение своих грехов. И я в это верю и убежден в этом. Несмотря на всякие лихолетья, которые пронеслись над Страдчем, это Марийское место наделено особыми благодатями с Неба. И подтверждением этому — множество исцелений, обращений христиан в наше время.

А о блаженном отце Николае Корате (+1941 г.) и блаженном дьяке Владимире Приме (+1941 г.), которые похоронены на Страдецкой горе, уже другая история. Это уже не татары, а энкаведисты их там жестоко замучили. Святейший отец, покойный уже Иоанн Павел II, во время своего визита во Львов в июне 2001 года провозгласил о. Николая Кората и дьяка Владимира Приму блаженными, т.е. святыми. Приезжайте во Львов, в Страдчу на Крестное богомолье — и вы больше узнаете о Западной Украине и ее людях.

P. S. Считаю, что материал о с. Страдч очень интересен читателям не только в Западной Украине, но и в Крыму, на Востоке Украины.

Владимир БРЕНЬКАЧ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ