Происходящее в Украине во многом напоминает российские выборы 1996 года. Однако есть одно немаловажное отличие — в силу обстоятельств у нынешнего Президента Украины гораздо больше возможностей влиять на СМИ, чем у Ельцина в 1996 году. Во-первых, у нас нет сильного неправительственного канала (аналога НТВ). Это же можно сказать и о радиостанциях. Во- вторых, недостаточно развита оппозиционная пресса, а та, что есть, испытывает давление со стороны властей. В-третьих, в меньшей мере развит Интернет, да и доступ к нему для большинства затруднен.
Доминирование в информационном поле Л. Кучмы позволяет ему более эффективно бороться с конкурентами. Наиболее ярко это видно на примере телевидения. В наших условиях для большинства населения ТВ стало единственным источником информации, так как газеты стали недоступны. Всем известно, что все национальные каналы в той или иной мере поддерживают Л. Кучму. СТБ, который еще недавно критиковал Президента, сейчас стал более «реалистичным» (наша налоговая сделает реалистом кого угодно). Кто-то может возразить: дескать, не верит народ телевизионщикам. Может быть и так, но если вы житель Закарпатья или какой-нибудь Зачепиловки на Харьковщине, альтернативы УТ-1 или «Интеру» у вас нет. Поглядишь месяц-другой на акции «под патронатом» и задумаешься — эх, живет страна, гуляет, только у нас...
С печатными СМИ несколько иная ситуация. С одной стороны, здесь нет такой монополии пропрезидентских СМИ, как на ТВ. С другой — среди оппозиционной прессы не так уж и много изданий высокого уровня. К примеру, «Коммунист» и «Товарищ» могут вызвать какие-либо эмоции только у некрофила, а различного рода правые газетки своим националистическим пафосом отпугнут здравомыслящего человека. Остаются «День» и «Зеркало недели», да еще журнал «ПіК», в котором хоть иногда критикуют Президента.
Однако, выигрывая качественно, эти издания проигрывают количественно. У тех же «Фактов» тираж в пятнадцать раз больше, чем у «Дня», — дешево и, самое главное, все уже разжевано.
Про Интернет вспоминать не будем — здесь и так все понятно.
Так что акции типа «Голосуй, а то проиграешь!» уже становятся реальностью. В общем, верной дорожкой идем, товарищи...
Юрий РОМАНЕНКО, студент
Харьков