Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Елисаветградская жизнь и сцена Гната Юры

Один из туристических маршрутов Кропивницкого могли бы посвятить корифею украинского театра
24 марта, 2017 - 13:34
СПОРТКЛУБ «ЗІРКА» В КРОПИВНИЦКОМ. ВО ВРЕМЕНА ГНАТА ЮРЫ В ЭТОМ ЗДАНИИ БЫЛ ТЕАТР ЗАВОДА ЭЛЬВОРТИ, ГДЕ СОСТОЯЛСЯ ДЕБЮТ ГНАТА ПЕТРОВИЧА КАК АКТЕРА
БЮСТ ГНАТА ЮРЫ В МУЗЕЙНОЙ КОМНАТЕ В ПОДЛЕСНОМ

В селе Подлесное Александровского района (Кировоградская область) о знаменитом его уроженце, корифее украинской сцены Гнате Юре, напоминают памятник-бюст, установленный рядом с сельским клубом на месте бывшей семейной усадьбы, и музейная комната, которую открыли в январе 1988 года по случаю 100-летия со дня рождения земляка.

Отец Гната Юры — Петр Мусиевич — обрабатывал в Федваре (так называлось село до 1944 года) небольшой надел земли и был писарем в волостном правлении. Он имел тринадцать детей, осталось в живых четверо — Терентий, Гнат, Александр и Татьяна. Все они посвятили свою жизнь сцене.

«Ледве мені минуло 7 років, батько повів мене до земської трикласної школи», — вспоминал свое детство Гнат Петрович. Помещение школы находилось рядом с усадьбой Юрьев, в нем сейчас церковь. В 1898 году Гнат окончил учебу и в течение двух лет помогал отцу переписывать бумаги в волостном правлении. Кстати, и этот дом сохранился в Подлесном. При советской власти в нем была школа, пока рядом не построили новое здание.

Дальше начинается елисаветградский период. В автобиографии и воспоминаниях, написанных уже в пожилом возрасте, Гнат Юра уделил ему мало внимания. Да и, собственно, пока еще никто из краеведов его не исследовал.

А начались эти времена, как писал Юра, внезапно: «Та раптом, за порадою дядька Афанасія, що жив у Єлисаветграді (тепер Кіровоград), мене одвели до міста й «определили» на службу. Працюючи вдень у нотаріальній конторі, я мусив вечорами допомагати дядькові переписувати папери в земській управі».

Фамилию дяди Афанасия, по чьей линии он был дядей — по отцовской или материнской, где проживал в Елисаветграде и где работал, Гнат Петрович не указывает. Но, судя по тому, что он помогал дяде переписывать бумаги в земской управе, можно допустить, что дядя Афанасий именно там и работал. Дом земской управы на углу улиц Шевченко и Чорновила в Кропивницком также сохранился. Сегодня в нем один из корпусов гимназии.

В автобиографии Гнат Юра вспоминает, что работал в нотариальной конторе В.Г.Шевченко. Нотариус  Шевченко имел собственный дом по улице Беспоповской (в настоящее время — Гоголя) на углу с Полицейским (Декабристов) переулком. Очевидно, там же была и контора, куда ходил на работу Гнат Петрович.

Еще три дома в Елисаветграде тесно связаны с театральной жизнью Гната Юры. Это помещение Общественного собрания (не сохранилось), Зимний театр и театр завода Эльворти. Туда он ходил с дядей смотреть спектакли. Первой пьесой, которую Юра увидел на сцене городского театра, был «Бедный Генрих» Гауптмана. Дядя Афанасий познакомил Гната с местными актерами-любителями из украинского драматического коллектива, который существовал при заводе Эльворти, куда впоследствии приняли юношу. На сцене заводского театра состоялся его дебют как актера.

«Ніколи не забуду, як мені вперше довелося вийти на сцену. Йшла якась мелодрама, здається «За батьківської справи». Грав я, мабуть, примітивно, але з великою щирістю, намагаючись передати всі страждання героя. Глядачі нагороджували мене оплесками. Після вистави дядько Афанасій підходив навіть до незнайомих людей і з гордістю казав: «Це грав мій племінник!» — вспоминал Гнат Юра.

В 1904 году Гнат Юра уже руководил одним из кружков любителей сцены.

«В юношеские годы писал стихотворения, переводил Некрасова, Гейне. Время от времени местная русская газета «Голос Юга» печатала мои рецензии на спектакли приезжих трупп за подписью «Загарій». В то же время усиленно занимался самообразованием, потому что всегда помнил слова дяди Афанасия о том, что хорошим актером может стать только образованный человек. Пришлось нанимать репетиторов и ежегодно сдавать экзамены экстерном. Так я окончил шесть классов реального училища». Сначала в нотариальной конторе Гнат получал 10 карбованцев ежемесячно, поэтому занимался самообразованием. А когда стал получать 25—40 карбованцев, нанял учителя. Экзамены за шесть классов реального училища (ныне машиностроительный техникум) сдал в 1907 году.

Поскольку в Госархиве Кировоградской области отсутствует большинство номеров газеты «Голос Юга» за 1906 год, нам не удалось найти рецензии Гната Юры. Однако нашли два его стихотворения: наиболее известное «Україна» было напечатано в газете за 6 мая 1907 года, еще одно стихотворение — «Зелені святки» — вышло под рубрикой «фельетон» в номере за 10 июня 1907 года.

О первом стихотворении Гнат Петрович писал, что оно «принесло и популярность, и большие неприятности», — за ним начала следить полиция.

В Елисаветграде Гнат Юра впервые увидел спектакли с участием Марии Заньковецкой, Ивана Карпенко-Карого, Николая Садовского и Панаса Саксаганского. В Елисаветграде он написал первое драматическое произведение, однако цензор не позволил его ставить.

«В 1907 году произошло большое событие: я стал профессиональным актером», — вспоминал Гнат Петрович. Известный антрепренер С.Максимович предложил вступить в его труппу. Потом были труппы Дукельского и Габриэле. С последней Гнат покинул Елисаветград...

В Кропивницком сохранились: дом нотариуса В.Г Шевченко, помещение земской управы, театр завода Эльворти и помещение реального училища, которое экстерном оканчивал Гнат Юра. Но еще ни на одном из них нет мемориальной доски в честь корифея украинского театра.

Да и в селе Подлесное, через которое проходит дорога из Кропивницкого на Киев, вы не увидите указателя, сообщающего о том, что здесь родился Гнат Юра, и что в селе есть его памятник-бюст и музейная комната.

А она, кстати, со времени открытия не изменилась. Разве что на стендах вместо шести графических работ в технике тушь-перо, которые выполнил в 1987 году ныне покойный художник Юрий Семенович Ботнар, вы увидите их ксерокопии. Осенью прошлого года Ботнар обращался в письменной форме к председателю сельского совета Сергею Кармазину, чтобы передали эти листы с изображением Гната Юры на хранение в областной краеведческий музей, поскольку музейная комната в Подлесном находится в аварийном состоянии. Но ему в этом отказали, мотивируя тем, что эти работы находятся на балансе громады, и за них были заплачены средства. В настоящий момент, по словам Кармазина, эти письма лежат в сейфе в сельсовете, а оценены они в 46 гривен каждая.

Собственно, разве можно оценить искусство и историю? Да и ценим ли мы их?

Владимир ПОЛИЩУК, Кировоградская обл. Фото предоставлено автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ