«Книга — источник знаний». С этой до боли знакомой каждому школьнику крылатой фразой трудно спорить из- за ее очевидной банальности и логичности. Но, как известно, в мире все относительно, а посему, исходя из этого, любой современный тинейджер может, не задумываясь, ответить: «источник знаний — интернет», и будет по-своему прав. Хотя довольно «продвинутый» в области прогрессивных информационных технологий человек — культуролог и эссеист Александр Генис как-то заметил: «Интернет — это просто забор, на котором каждый дурак пишет, что хочет». Но истина, как часто бывает, — посредине. И книга — древний элемент духовной и материальной культуры, и всемирная сеть — интернет — могут мирно сосуществовать, взаимно развиваясь и обогащаясь. Одно из подтверждений сказанного — электронные библиотеки. А тот, кто утверждает, что современные информтехнологии вытеснят из жизни книги, те пусть вспомнят горе-героя из известного кинофильма «Москва слезам не верит», который утверждал, что с приходом телевидения все остальное отомрет — «не будет ни книг, ни кино, ни театра — одно лишь сплошное телевидение»…
Книга была, есть и будет. Иное дело — какая. В мире выходят миллионные книжные тиражи (не говоря уже о газетах и журналах), но всегда ли их количество пропорционально качеству? На сей счет американский специалист по менеджменту Джон Нейзбитт не без горечи резюмирует: «Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний». Я далек от мысли, что рынок и законы массовой культуры, довлеющие над современным человеком, позволят ему остаться вне общества Гарри Поттеров или героев Донцовой (хотя, наверное, и такое чтиво имеет право на существование). Иное дело, если человек ничего другого, кроме подобного, не читает…
Мне всегда нравились «умные» книги и особенно — энциклопедические издания, в которых наиболее полно отражена картина познания нашего мира в цифрах, фактах, именах. Энциклопедия — уникальное явление нашей культуры, это своего рода книга книг, если иметь в виду светское, а не религиозное толкование данного предмета. Она, по сравнению с другими книгами, имеет «наибольший коэффициент информационной насыщенности», разумеется, если не брать во внимание телефонные справочники или расписание движения поездов … Не зря о людях высокообразованных, которые поражают высокой эрудицией, говорят: «Этот человек обладает энциклопедическими знаниями».
Вот почему я с такой радостью шел на презентацию первых пяти томов «Енциклопедії сучасної України», которая состоялась в Библиотеке украинской литературы в Москве. Ожидания мои оправдались, и, кроме того, я познакомился с интересными и увлеченными своим делом людьми, каких всегда немало бывает в библиотеке.
Дорогими гостями, приехавшими из Украины, в этот день в библиотеке были Ярослав Степанович Яцкив — академик Национальной академии наук Украины, директор Главной астрономической обсерватории и председатель Украинского международного комитета по вопросам науки и культуры при НАН Украины и Николай Григорьевич Железняк — кандидат филологических наук, заместитель директора академического Института энциклопедических исследований. Именно этот институт взялся за подготовку и выпуск 25-томного издания национальной энциклопедии, охватывающей период от начала ХХ столетия до наших дней. Ученые рассказали о работе над этим фундаментальным изданием, о методике создания статей к нему, о том, что к данной работе привлекается не только широкий круг специалистов в разных отраслях науки, техники и культуры, но и многие энтузиасты в регионах и за рубежом, что позволяет собирать максимум нужной и важной информации, сопоставлять ее и таким образом получать наиболее объективную картину для составления статей. «Наша главная задача — соблюсти объективность энциклопедии», — подчеркнул в своем выступлении Николай Железняк. Было также сказано, что особенностью издания является его живой характер, т.е. информация в нем не является застывшей, окончательной — она может дополняться, уточняться.
Между тем украинская энциклопедистика не ограничивается лишь одним, хоть и таким важным изданием, как ЭСУ. Выпускаются также справочники, биографические словари и т.п., проводится важная и нужная литература. Такая же работа ведется и на местах: в областях и даже районах выходят в свет региональные справочники по образцу «Кто есть кто» и другие издания краеведческой направленности.
В тот вечер разговор не ограничился лишь энциклопедией — представителей украинской диаспоры интересовали многие вопросы из жизни материковой Украины: политика, экономика, военное строительство, культура, дальнейшие пути развития государства. В зале собрались компетентные люди — журналисты, писатели, ученые (в их числе — частый гость библиотеки Юрий Барабаш — известный литературовед, доктор филологических наук), поэтому и вопросы были непростые. На один из них: «В чем, на ваш взгляд, состоит сегодня национальная идея в Украине?» — академик Ярослав Яцкив, который в свое время был первым заместителем министра науки и образования Украины, ответил так: «В конкурентоспособности нашей страны на мировой арене». Пожалуй, это очень точный ответ, ведь чтобы сегодня объединить нацию «от Крыма до Карпат» необходимо на время отвлечься от политики, а все усилия сосредоточить на базовом элементе общества — экономике. Нужно все усилия бросить на развитие инновационных технологий — именно этим заняты сегодня наиболее развитые государства. Украина не обладает богатыми недрами, и спасти экономику во многом способен научно-технический прорыв в области высоких технологий (примером здесь может служить быстро развивающийся Китай).
Украина богата талантами во многих сферах — науке, технике, искусстве, спорте и часто демонстрирует свои возможности и достижения мировому сообществу. Но сделать надо еще очень и очень много, чтобы Украину не только узнали, но и признали равной все страны мира. И здесь главная надежда — на молодежь: от нее во многом будет зависеть будущее нового суверенного государства. Многое надо познать, многому научиться, и тут неоценимую пользу может принести издающаяся «Энциклопедия современной Украины». Надо лишь помнить, что теория без практики мертва, а самые обширные знания без какого- либо их применения — это чистой воды энциклопедизм, или, как сказали бы философы, «вещь в себе».