Признаюсь: я ожидал, что реакция Игоря Слисаренко на мою реплику по поводу его материала будет резкой. Но по потоку разгромной критики в мой адрес в его «реплике на реплику» (грустно, что такая тональность «дискуссии» перенесена на страницы «Дня») все-таки подтверждено то, о чем я писал: на официальном сайте правительства Беларуси «правительственный план популяризации и расширения сферы использования белорусского языка» отсутствует. Еще раз процитирую признание Игоря Слисаренко: «…можно сделать замечание и ТБМ, и правительству Беларуси, что не поместили настоящий документ, но можно понять и их аргументацию: план мероприятий – документ внутренний, и главное его назначение – не самореклама, а выполнение и ответственность в случае невыполнения».
Можно ли понять такую аргументацию действительно – я не уверен. Оставим в покое Общество белорусского языка, вынужденное существовать в условиях, мягко говоря, недоброжелательной к нему власти. А вот как можно надеяться на успех государственного плана, о точном содержании которого знает только узкий круг засекреченных (белорусские министры плюс Игорь Слисаренко) – сказать трудно. Тем более, когда этот план касается такой публичной сферы, как использование государственного языка.
А что данный план (попробуем поверить в существование документа, дата и способ утверждения которого неизвестны) в белорусском официальном интернете действительно не размещен – может проверить любой. Поисковиком Google с его 213 тысячами ссылок на слова «белорусский язык» здесь пользоваться не советую – в самом деле, легко «утонуть». А вот на официальном сайте президента Лукашенко (белорусская версия) введение в строку поиска слов «беларуская мова» дает на всех официальных сайтах Беларуси ни много ни мало… 14 ссылок! Контраст этой цифры с цифрой, предлагаемой Google, лишний раз свидетельствует, что сегодня белорусский язык выживает в плоскостях, мало связанных с официальной жизнью.
На мой взгляд, такой правительственный план «для служебного пользования» может предназначаться разве что «для внешнего потребления». Например, для смягчения имиджа правящего режима в тех странах, где не одобряют политику тотальной русификации, которая проводится в Беларуси. Следует напомнить: в прежнем СССР тоже существовали такие вещи «на заграницу» (например, конституционное право республик на отделение), переносить которые в практическую плоскость (и даже вспоминать лишний раз) никоим образом не рекомендовалось.
А в самой Беларуси – все как всегда.
Вот лента новостей за 28 июля: президент Лукашенко дал поручение министру Радькову приобщиться к Болонскому процессу (очень обнадеживающе!) Премьер Литвы призвал белорусского коллегу обсудить возможность создания общего туристического маршрута по территории бывшего Великого Княжества Литовского (еще больший повод для оптимизма!).
В то же время, во второй раз за неделю прозвучало предупреждение старейшей белорусскоязычной газете «Наша ніва». (Инкриминируется заголовок «Крестный отец конфисковал» над материалом о задержании тиража одного из предыдущих номеров. За этим – перспектива закрытия оппозиционного издания). И наконец, в Волковыске со стены частного дома по распоряжению властей сорвана мемориальная доска памяти классика белорусской литературы – поэтессы Ларисы Гениуш, несмотря на то, что на ее открытие приехали известные писатели из Минска. Инициатор установления доски – местный краевед Николай Ковальчук – задержан («мягкая сила» в действии).
Из этого становится ясно, что существуют две разные Беларуси. Одна Беларусь Лукашенко и его чиновников. Официальную «визитку» этой Беларуси и показывает Игорь Слисаренко в своих материалах.
Другая – Беларусь прекрасных поэтов (а также физиков), которые в начале 2006 года вышли на площадь, протестуя против фальсификации президентских выборов. От имени этой Беларуси Андрей Хаданович (которому пришлось, кстати, издать свою первую книгу в Украине) тогда написал:
Значить, станем назло негоді –
підвело, підвело настання весни.
Але свобода знову в моді
але свободі не скажешь «годі!»,
але свобода ще на свободі
на свободі – наші сни!
Какую Беларусь выбирать – дело совести каждого.