9 ноября 2000 г. был принят Указ Президента Украины «О дополнительных мерах по государственной поддержке национального книгопечатания и книгораспространения». Надо сказать, что этот указ ждали уже давно.
Меры, предусмотренные данным Указом, можно разделить на три категории: входящие в компетенцию государства; выходящие за пределы такой компетенции (т.е. те, которые государство не способно обеспечить своим властным влиянием); те, которые могут быть употреблены как государством, так и обществом.
Там, где государство не может как-то повлиять на состояние дел в издательском деле при условии соблюдения законности, Указом предусмотрены две меры, входящие в компетенцию государства. Первая, цитирую: «Разработать до 1 февраля 2001 года комплексные меры по увеличению объемов выпуска изданий на украинском языке, в частности для детей и юношества, популяризации книги через средства массовой информации, в учебных заведениях, заведениях культуры и тому подобное». Я не думаю, что выполнение такого положения Указа способно существенно изменить ситуацию. Насколько мне известно, если и существуют государственные издательства, то их не так уж и много, чтобы значительно увеличивать тиражи украиноязычной продукции. Что касается популяризации через государственные масс-медиа, то вы сами можете судить об их популярности среди читателей. А обязать частные издательства или газеты осуществлять популяризацию государство не имеет права. Второй мерой является решение в течение первого полугодия 2001 года вопроса о создании всеукраинской сети книжной торговли. Мы знаем, в каком состоянии находится государственная книготорговля: несколько магазинов «Знание», «Академкнига», все другое — на «Петровке». А развивать ее только ради книгораспространения вряд ли государство станет.
Относительно попыток государства внедрить механизм льготного кредитования издательств и издательских организаций, полиграфических предприятий под программы изготовления учебников, содействовать модернизации материально-технической базы, внедрению современных компьютерных технологий подготовки издания книг, то здесь та же ситуация. Кто будет льготно кредитовать? «Сбербанк»? Какая коммерческому банку от этого выгода, пока его не заинтересует само государство? А кто будет модернизировать? И так далее.
И наконец, так называемые совместные мероприятия государства и общества, которые могут быть реализованы благодаря плодотворному сотрудничеству. Во- первых, статистическое обеспечение издательской деятельности, увеличение объемов производства, развитие сети книготорговли и тому подобное. Во-вторых, это решение вопроса информатизации данных процессов. Здесь возникают некоторые замечания. Чем расходовать государственные средства на создание научно-информационного центра при Книжной палате Украины, не лучше ли поддержать уже существующие информационные проекты в издательской сфере. В качестве примера, можно привести интернет-проект, посвященный издательствам Украины, созданный студентами Киево-Могилянской Академии. Чрезвычайную эффективность и действенность таких проектов можно объяснить тем, что они были созданы исключительно по собственной инициативе, исходя из внутренних, личных побуждений, потребностей, не имея за плечами реальной поддержки. А представьте себе, какой может быть потенциал у инициативы, вызванной простым указанием. Здесь даже и деньги не могут иметь решающей роли. Поэтому было бы целесообразно сферу информатизации поручить самоуправляющимся, заинтересованным субъектам, а государство при наличии большого желания может поддержать их материально.
Вроде бы все будет хорошо. Вроде заметили проблему. Взялись решать. Но остается чувство половинчатости, недоделанности, недоведения до конца этого дела. А все потому, что государство не использовало важнейший свой рычаг в регуляторной политике — льготного налогообложения, как это было сделано в России и результаты чего мы ощущаем на себе уже давно. Хотелось бы верить, что данный Указ является только первым шагом на пути возрождения украинского книгоиздательства.