Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Это тоже часть истории Киева

О вкладе Василия Дьяконова в развитие столичного электротранспорта
19 ноября, 2021 - 10:29

Не так давно я написал книгу «Київський електротранспорт у справах Дьяконова». Это история киевского предприятия электротранспорта 60-70-х годов прошлого века. На протяжении этих почти 20 лет возглавляла киевское предприятие электротранспорта выдающаяся и неординарная личность — Василий Кириллович Дьяконов. Он и стал «героем моего романа».

Считаю, что киевляне должны знать такую личность, ведь он впервые в Советском Союзе инициировал и организовал строительство скоростной линии трамвая, в Киеве впервые в мировой практике были введены (он не был разработчиком, но без его организаторских способностей этого не было бы воплощено в жизнь) троллейбусные поезда, благодаря которым были решены проблемы обеспечения пассажирских перевозок до Выставочного центра, по Брест-Литовскому проспекту, тогда еще не было там метро, до площади Шевченко. И интервал движения тогда вычислялся не минутами, а секундами! И много еще было такого, что сопровождалось словом «впервые». Не только в Украине, но и впервые в Советском Союзе

Василий Кириллович Дьяконов принял предприятие в 1961 году после Куреневской трагедии, в результате которой было уничтожено одно трамвайное депо. Второе находилось на реконструкции, третье еще только достраивалось. А через полгода в четвертом депо сгорела кровля производственного корпуса. Обеспечение производственными мощностями тогда было на уровне 70%, а после пожара уменьшилось еще на 30%. Вот такая была ситуация. Было 300 троллейбусов — одно троллейбусное депо на 100 единиц.

А потом благодаря Дьяконову это киевское предприятие стало школой передового опыта. В Киев приезжали учиться не только из бывших советских союзных республик, но и из других стран. Сам Дьяконов был членом Международного союза общественного транспорта, других союзов, и на совещаниях он рассказывал о своем опыте. Я знал этого человека, условия, в которых это было создано, а когда излагал в книге свое виденье, то ссылался и на документы.

Дьяконов ушел в иные миры уже свыше 30 лет тому назад. Мы обращались к киевскому мэру с предложением об увековечении памяти Дьяконова —  присвоить этой первой в Советском Союзе скоростной линии трамвая имя Дьяконова. Потому что он не просто был инициатором, но и организатором — он был начальником управления, благодаря усилиям которого была создана эта линия. К сожалению, преемники Дьяконова довели ее до такого состояния, что она несколько лет вообще была закрыта, потом ее реконструировали и модернизировали, и вот, наконец, она работает. На этой линии и через 30 лет, когда уже есть несравнимые с теми годами возможности, не введена автоматизированная система обеспечения безопасности движения, которая была на ней применена благодаря Дьяконову.

В свое время исследование пассажиропотоков Дьяконовым было доведено до совершенства, сюда приезжали учиться, как это осуществлять. И на основе этого действительно была так организована работа общественного транспорта, что киевское предприятие единственное в Советском Союзе из больших предприятий было прибыльным, не требовало дотаций из бюджета.

Я считаю, что киевляне должны знать такую личность, особенно принимая во внимание то, как общественный транспорт работает сейчас. Тем более, что немало из них ежедневно пользуется общественным транспортом, и люди старшего возраста могут сравнить, как было и как теперь.

Это часть истории города Киева, которую я знаю не только как участник и частично творец, но и просто киевлянин. И все жители столицы должны знать и гордиться такой личностью.

Виктор КРАТ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ