Мой харьковский друг и сокурсник затронул интересную тему. И очень актуальную, особенно перед интригой в Вильнюсе. Речь идет о разнице культурных фундаментов, которая является одной из базовых причин нашей «неевропейскости»... Уместно вспомнить, что в основе мировоззрения каждого народа лежит мифология. А она состоит из отдельных мифов. Они, в свою очередь, являются исторической необходимостью, и переживаются как бытие. И они же выступают как форма коллективного сознания. Собственно от мифов и возникли основы искусства, политической деятельности, первые европейские правовые нормы.
Их персонажи и мотивы родились на землях кельтов и викингов с одной стороны, а с другой — на землях древних греков и римлян. Адаптированные в эпоху Средневековья, они существуют и в настоящее время и неотделимы от европейской культуры и жизни. Например, мифы о короле Артуре дали три образа, которые составили общий тип европейца: Персиваль — олицетворение добродетелей христианства; Ланселот — рыцарского отношения к женщине; Галахад — чистых, безгрешных помыслов. Над ними символ жизни и возрождения — Чаша Грааля. На этом же сложилась и европейская эстетика. А вечное стремление к знаниям воплотилось в образе доктора Фауста, который, двигаясь по европейскому континенту, приобретает героические черты. И давал тему для создания музыки композиторами из разных частей Европы. Не менее популярной была тема Летучего Голландца из эпохи морских открытий, которая вдохновляла романтиков.
Правда, есть несколько мотивов и персонажей, которые разрабатывались и украинскими авторами. Это легенда о вечном искателе приключений (часто аморальном молодце) Дон Жуане. Непревзойденная Леся Украинка в пьесе «Камінний господар» дала новую трактовку образу Дон Жуана. Выдающийся Иван Франко придал европейской легенде о Хитром Лисе «наше национальное подобие» в своем произведении «Лис Микита». Это, собственно, мостики, которые ведут к общеевропейской мифологической базе, но по ним немногие ходят с нашей стороны. Мы выращены на другой, по сравнению с европейцами, мифологии. И поэтому чувствуем себя не всегда комфортно в общем доме под названием Европа. Но это наш дом, и жить в нем — нам. Следовательно, и двигаться по этим «мостикам» интенсивнее.