Очень актуальную проблему поднял в своей статье Михаил Якубович «нельзя давать веру в аренду политикам», которая напечатана в «Дне» 23 октября 2009 года. В ней говорится о все большем втягивании церкви в политику и использовании ее в ходе избирательных кампаний. И это совершается не впервые. Слава Богу, свобода слова в Украине существует, и об этом можем свободно сказать.
Нынче, действительно, все чаще видим с телевизионных экранов, как наши политики зачастили в храмы Божьи и перед многочисленными видеокамерами и фотообъективами молятся и ставят здесь свечи. Простите, но все это выглядит как-то театрально и неискренне. Молитва и обращение к Богу — дело глубоко интимное. По-настоящему верующий человек никогда не будет выставлять на показ свои религиозные чувства.
Зная, что сегодня церковь пользуется высоким уровнем доверия общества, сюда обращаются за поддержкой политики различного уровня. В упомянутый автором 2004 год самому пришлось увидеть в новостях центрального телеканала, как архиерей одной из южных областей открыто агитировал за присутствующего в храме лидера избирательной гонки, призывая свою паству голосовать именно за него. Так и хотелось воскликнуть: «Что вы делаете, владыка?» Забыли ли о Божьих установках: «Богу — Божье, а кесарю — кесарево».
Что удивляться. Общество имеет большое влияние и на церковь. А в рыночных условиях (об этом я писал как-то в «Дне») священникам также приходится становиться предприимчивыми и искать денежных благотворителей. Как известно, деньги во все времена имели обольстительную силу, и без них никак не обойтись. Не является исключением и наш сегодняшний день. Поэтому по-разному ими завладевают: одни — честным и тяжелым трудом, а другие — разного рода хитромудростями, идя на компромисс с совестью. Знаю одного такого «батюшку», который успевает совершать требы и заниматься бизнесом (арендует десятки гектаров земли, приторговывает горючим). Однако никогда не приходилось слышать его проницательные проповеди или читать в местных изданиях хоть какую-то моральную установку парафиян. Люди идут к нему, потому что так велит традиция. А будет ли благодатной его молитва, никто не задумывается. И такие случаи не одиноки.
Правду не скроешь: и в церковь проникла коррупция. С этим соглашаются и некоторые иерархи украинских церквей. Но иначе и быть не могло. Нынешние священнослужители вышли также из среды «больного» украинского общества, которое десятки лет жило в безбожном пространстве, когда не сверяли свои действия ни с моральными, ни с духовными принципами, а позже неприкрытое фарисейство, продажность и торговля принципами стали встречаться на каждом шагу. Замечу, что мы живем в условиях дикого рынка, когда около 50% отечественной экономики загнано в «тень». От этого очень страдает общество, потому что очень наболевшая проблема борьбы с бедностью неизвестно когда решится в Украине при таком уровне сознательности олигархических кланов, засевших на всех ступенях власти, и никакие душеспасительные беседы и проповеди опомниться и унять свои «аппетиты» к наживе, на них не имеют воздействия. Но когда они осыпают щедрыми подарками наше духовенство, то здесь можно, как говорится, простить им всякие грехи... Кстати, один из мыслителей писал, что если в стране больше священников, чем ученых, то прогрессивного развития в ней не будет.
Вспомним и обжигающие своей правдой слова Григория Сковороды, который о тех, кто попал в плен исключительно меркантильных интересов, писал: «В этом болоте (зле — Г.Ш.) даже искреннее стремление служить Богу превращается в обычное лицемерие, потому что ни долгие в храмах моления, ни строительство новых церквей, ни ежедневные клятвы в верности Богу, не спасают человеческие сердца от обольщения, сребролюбия, честолюбия и других наклонностей, которые превращают человека в «домашних животных». Как это актуально и для нашего времени!
Если в давние времена, когда мораль была значительно выше, а душпастырями становились с деда-прадеда (придерживались семейных традиций), то среди современных панотцов есть такие, которые, не сумев сделать успешную карьеру на гражданском поприще, становились «батюшками». Заказов ныне на различные требы много — сегодня освящают не только пасхи, мед, жилье, квартиры, автомобили, но и банки, различные офисы, торговые комплексы, бары, рестораны, самолеты, яхты. Поэтому работы им хватает.
Финансовые дела церквей, по сути, закрыты от общества, никакой ревизор и контролер сюда и носа не покажет. Им даются преференции в виде различных льгот при налогообложении и тому подобное. Поэтому, как поступать с деньгами, нередко зависит от того, насколько честным и порядочным является то или иное духовное лицо. Пользоваться благами цивилизации никому не запрещено. Но не может не удивлять и такое. Когда более 70% граждан Украины в данное время страдают от материальных затруднений и не знают, как свести концы с концами, есть немало парафиальных священников, которые живут сыто и демонстративно разъезжают на импортных автомобилях, стоимость которых исчисляется огромными суммами. Собственными глазами видел, как в один из храмов Сум заехал автомобиль престижной марки, за рулем которого самодовольно сидел молодой священник. Вот вам и скромность, и нравственность и богобоязненность, к которым часто призывают со своих кафедр душпастыри различных санов. Нам могут возразить, что, мол, не вам судить об этом. На это есть Божий суд. Так легче всего оправдаться перед любой критикой в адрес церкви, на что имеет право общество.
Обо всем этом хорошо знают наши политики, а поэтому всегда находят общий язык с церквями и их служителями, и «пиарятся» в храмах и монастырях, как говорится, по полной программе. И в период нынешних выборов президента Украины, их часто можно будет видеть здесь в сопровождении СМИ. Поэтому, как говорил один из мудрых политиков: «Имеем то, что имеем...»
Не будьте легковерными, и не дайте в который раз себя обвести вокруг пальца. Действительно, нельзя, как пишет Михаил Якубович, давать веру в аренду политикам. Да еще и тогда, когда политика в сегодняшних украинских условиях очень замаралась, что уже не знаешь кому верить и на что надеяться. Очевидно, нужно сначала, как учат великие, построить храм в своей душе, и очистив ее от всякой скверны, обратиться за помощью к Богу, не делая из этого политической рекламы.