Всемирный день информации, который отмечают 26 ноября, прошел в водовороте информационных атак, распространении фейков, дезинформационных кампаний на фоне дезориентированного общества.
Информационная гигиена, информационная безопасность, информационный пузырь или информационная война — это те метафорические словосочетания, которые входят в повседневную жизнь. Знания и навыки поиска и проверки информации необходимы каждому гражданину. Наш физический мир и реальная действительность все больше зависят от информационного и виртуального пространств, в которых мы все больше проводим времени. За каждую свободную минутку или час сна борются медиахолдинги, продюсерские компании или ботофермы. В связи с глобальной проблемой распространения ковида информационное пространство получило больше влияния на человека, ведь в топе тема здоровья, которая всегда ловит на «крючок» массовую аудиторию. Появление абсолютно бессмысленных, сюрреалистических, противоречивых фейков обретает популярность и, страшнее всего, — доверие количественно большей аудитории. Чипы и пластыри против вакцины, блютус телефона для выявления номера вакцинированного (sic!), бесплодие после вакцинации, «белое золото» невакцинированных мужчин и женщин и тому подобное. Опровержение видим на сайтах по фактчекингу и в специальных программах. Но доминирование эмоционального восприятия информации и низкий уровень критического мышления привело не только к страху или панике, но и к увеличению смертей в физическом пространстве.
Так, можно утверждать, что есть проблема в нерегулированных социальных медиа, ведь многочисленные альтернативные платформы распространения дезинформации находятся в интернете. Мессенджеры, социальные сети, сайты-мусорники быстро выходят к аудитории. Сюда трудно проникнуть официальной (государственной) информации, точке зрения или позиции. Срабатывает двухступенчатая модель коммуникации, когда на ринг выходят лидеры мнения — иммунологи, терапевты, педиатры, врачи других специализаций, блогеры с «собственным опытом» лечения — и получают свои многотысячные просмотры. И это никак не прекращается официальной коммуникацией.
Дальше — кризис элит, топ-менеджеров, официальных лидеров мнения, которые не пошли первыми вакцинироваться в начале кампании в марте, а подтягивались в мае-августе, что затормозило процесс массовой вакцинации населения. Или некоторые из них публично рассуждали, почему не вакцинируются. Лидеры мнения на сегодня имеют большое значение в информационном обществе: то ли государственный деятель, то ли врач, то ли преподаватель, то ли журналист, то ли блогер. Субъективная позиция превалирует над объективной картиной действительности.
И еще в информационном пространстве используют модель коммуникации «спираль молчания», которую хорошо адаптировали из политического пространства, в частности предвыборных гонок, к распространению фейков и дезинформации. Создается впечатление, что сообщение поддерживается «большинством», потому другие люди молчат или начинают присоединяться к искусственно созданной «доминантной» точке зрения. Кстати, «антиваксов» часто встречала среди врачей, а это означает: двойное влияние фейков осуществляется не только через информационное пространство, но и с помощью лидеров мнений.
И еще в конце прошлого месяца, 30 ноября, отмечался Международный день защиты информации, и это касается цифровой безопасности, в частности наших девайсов, гаджетов, компьютеров. Цифровая и медиаграмотность каждого из нас защитит от информационных и других атак. А критическое мышление и критическое отношение к обобщающим фразам «большинство из нас», «все считают» сформируют нас независимыми лидерами собственного мнения.