На этой неделе я всерьез задумался над началом собственной политической карьеры. Глядя на то, как лихо, по- молодецки люди с депутатскими значками проходят через любые кордоны из работников милиции и госохраны, попадают в любые здания, останавливаются на ночевку в Администрации Президента и проводят там разгрузочные дни, где-то глубоко в душе шевельнулась крамольная мысль — вот бы и мне так.
Оказывается, народные депутаты не только бесплатно ездят в поездах и летают в самолетах, но еще и «пользуются правом беспрепятственного посещения органов государственной власти и местного самоуправления, а также правом беспрепятственного доступа на предприятия, в учреждения и организации, размещенные на территории Украины, вне зависимости от их подчинения, форм собственности, режима секретности.» Так гласит закон «Про статус народного депутата Украины».
Я бы, конечно, будучи народным депутатом, голодать в Администрации Президента или прорываться в эфир УТ-1 не стал. Я не настолько честолюбив и тщеславен. А вот инспекционный визит в банковское хранилище, на ювелирный завод или, на худой конец, на мясокомбинат — с дорогой душой. Это как раз те самые «учреждения и организации», которые требуют неусыпного депутатского контроля. Есть, конечно, и более экстремальные варианты — например, посещение атомной станции с выдвижением собственных требований политического, а еще лучше сугубо экономического характера. Но здесь в одиночку не справиться — нужна депутатская группа или лучше — фракция.
Все эти рассуждения выглядят полным абсурдом, как абсурдны и все нынешние депутатские походы. Идти к Президенту с вопросом, на который сам заранее знаешь ответ — это не абсурд? А рваться на телецентр той же Юлии Тимошенко, которая прекрасно знает, что у нее несколькими днями позже запланирован прямой эфир на национальном телевидении — это что? Конечно, в логике раскручивания образа «борцов со всем против всего» эти походы понятны, но с житейской точки зрения — абсурд и только. Радикальные оппозиционеры все больше становятся похожими на героя старого советского анекдота про новую шахматную фигуру под названием «прапорщик», которая ходит где хочет, и берет все, что понравится. И никто не может ее остановить…
Так вот, насчет остановить. В 94-м году в моем родном Днепропетровске произошел очень поучительный случай. Сразу после победы на выборах свежеиспеченный народный депутат по одному из городских округов в состоянии праздничной эйфории, подогретой изрядной дозой спиртного, отправился в женское общежитие одного из вузов. Дело было около полуночи, и бабушка-вахтер, сославшись на правила внутреннего распорядка, отказала постороннему мужчине во входе. Возмущенный таким обращением, депутат стал размахивать временным удостоверением, ссылаться на свой статус, закон, неприкосновенность и требовал немедленной интимной встречи с избирательницами. Однако на бабушку- вахтера это не произвело ни малейшего впечатления — она действовала по инструкции. Когда же из уст депутата посыпались непарламентские выражения, она быстро и решительно выставила его за дверь и вызвала милицию. Был скандал, разбирательства, но народный депутат в тот вечер так в общежитие и не попал.
Конечно, женское общежитие — не телецентр и не Администрация Президента. Но каждый раз, поражаясь абсурдности депутатских захватов, у меня возникает вопрос — а где же были те, кто на дверях? Те, кто должен остановить абсурд, используя служебные инструкции? И, может быть, их на самом деле стоит заменить бабушками-вахтерами?