Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Георгий из рода Булашевых

О вкладе украинского этнографа, историка и литературоведа
16 сентября, 2021 - 19:47

Год 2020-й прошел, не замеченный ни одним упоминанием о нем. Хотя 160 лет со дня рождения довольно солидная дата, чтобы почтить память украинского этнографа, историка и литературоведа, который своим трудом внес определенный вклад в сокровищницу национальной духовности и культуры.

Определенные надежды на возвращение из исторического небытия Георгия Онисимовича Булашева появились после того, как в 1993 году издательство «Довіра» осуществило переиздание в переводе на украинский язык Юрием Буряком его фундаментального труда «Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях». Впервые он увидел мир в 1909 году. Это был лишь первый выпуск, но издание второго осталось неосуществимым. То ли из-за смерти автора, то ли из-за коммунистического безумия, которое уже вскоре воцарилось в Украине.

Однако до недавнего времени, не единственным ли энциклопедическим изданием, в котором Георгию Булашеву посвящена была коротенькая статья, оставалась «Православная Богословская Энциклопедия», изданная в 1902 году. Правда, и в ней сугубо биографические сведения изложены в одном предложении. И только в последнее время увидели мир трехтомное издание «Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819—1920 гг.»  (2014—2019 гг.) и «Киевская духовная академия в именах» (2019 г.), которые готовил Национальный университет «Киево-Могилянская академия» при участии КГА.

Насколько нам известно, часть творческого наследия Георгия Онисимовича Булашева хранится в фондах Института рукописи Научной библиотеки им. В. Вернадского НАН Украины в Киеве. Здесь среди других бумаг хранится и анкета Г. Булашева. Ценность этого документа в том, что мы получаем несколько фактов из его биографии, достоверность которых не подлежит сомнению.

В анкете его рукой записано такое: «Родился в 1860 г., 8 января (по недосмотру отца записан под 8 февраля), с. Малая Токмачка, Таврической губернии, Бердянского уезда. Отец — исправляющий должность псаломщика».

Лишь отдельные факты за годы его учебы в Симферопольском духовном училище (1869—1873), Таврической духовной семинарии (1873—1879) и Киевской духовной академии (1879—1883) дают нам определенное представление о его жизни и учебе в этих заведениях.

Георгий не только успешно окончил в 1879 году полный семинарский курс Таврической духовной семинарии, удостоился звания студента и получил установленный аттестат. 21 июня того же года ему также предоставлялось право поступления в Киевскую духовную академию.

Несмотря на то, что Григорий получал образование в заведениях духовного ведомства, в учебном процессе его особенно привлекала история и литература.

ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Начало учебы в Духовной академии оказалось в творческом плане особенно плодотворным для студента Г. Булашева. Он сразу заявил о своих серьезных намерениях не просто получить высшее образование, но и зарекомендовать себя в научно-исследовательской сфере. Учась на втором курсе, в мае 1881 года Георгий Булашев подготовил свое первое серьезное исследование под названием «Месяцесловы святых при рукописных богослужебных книгах Церковно-археологического Музея (при Киевской духовной Академии)» на получение Евгение-Румянцевской премии.

Представленную «на благоусмотрение Совета Академии» работу студента Булашева, по тогдашним правилам, до окончательного приговора было решено напечатать в «Трудах Киевской Духовной Академии». Произведение также было издано отдельной книгой.

Следующий этап научной деятельности Г. Булашева в стенах Академии определяется его работой над темой, посвященной фигуре епископа Иринея Фальковского. Так, 5 июня 1882 года на церковно-практическом отделении рассматривались работы студентов 3-го курса, среди которых особенное внимание преподавателей привлекло новое произведение Георгия Булашева «Преосвященный Ириней Фальковский, епископ Чигиринский».

Чтобы представить себе, даже по нынешним меркам, объем проработанных архивных материалов, дадим лишь перечень того, с чем пришлось не просто ознакомиться, но тщательным образом проработать двадцатидвухлетнему студенту. Так, материалами к его монографии стали: печатные произведения Фальковского, архивные дела Киево-Михайловского монастыря и рукописи преосвященного Иринея, которые хранились в библиотеках Киевской академии, Киево-Софийского собора, Михайловского монастыря. Георгию Булашеву было дано разрешение познакомиться с частными архивами профессоров М.И. Щеголива и М.Ф. Буданова-Владимирского. Одних только рукописей пришлось просмотреть свыше 90 томов. К своему научному труду Г. Булашев привлек даже устные переводы об Иринее Фальковском, которые хранили у себя киевские старожилы.

После того как церковно-практическое отделение постановило «Признать сочинение Булашева достойным степени магистра», Георгий Булашев, уже будучи студентом 4-го курса, 8 января 1883 года обратился с прошением к Совету Академии, чтобы и его научную работу «Преосвященный Ириней Фальковский, епископ Чигиринский» он принял «в качестве магистерской диссертации». Ответ был позитивным.

В своих публикациях Булашев всегда высказывался в присущем научным работам стиле — с привлечением глубоко проработанных исторических источников, с частым цитированием разных научных трудов.

До защиты своей диссертации на степень магистра богословия в ноябре 1883 года Георгий Булашев продолжает учебу на последнем четвертом курсе Академии, которую окончил в июне. По окончанию Академии Г. Булашев удостоен степени кандидата богословия «с правом получить степень магистра без нового устного испытания, но по представлении и публичном защищении особой диссертации». А первого ноября 1883 года, за три недели до защиты диссертации, центральным управлением духовно-учебного ведомства Булашев назначается преподавателем русского и церковно-славянского языков в Киево-Подольском духовном училище.

После того, как на церковно-практическом отделении академии появилась вакантная кафедра церковной археологии и литургики, на право баллотироваться заявили два кандидата: приват-доцент Казанской духовной академии по кафедре литургики Алексей Дмитриевский и Георгий Булашев, на то время учитель Киево-Подольского духовного училища.

Акт избрания доцента на кафедру церковной археологии и литургики состоялся 16 декабря 1883 года на собрании Совета КДА в составе 10 членов. В результате закрытого баллотирования Дмитриевский «получил 8 избирательных и 2 неизбирательных, а Булашев 5 избирательных и 5 неизбирательных шаров».

Того же таки 16 декабря Совет принял постановление относительно избрания магистра А.Дмитриевского на вакантную в Киевской академии должность доцента церковной археологии и литургики.

Известно, что в период с 1869-го по 1884 год доценты и профессора духовных академий избирались на конкурсной основе путем тайного голосования. Члены конкурсной комиссии преимущество отдавали голоса тем, кто на момент проведения конкурса уже заявил о себе как об исследователе того предмета, который хотел преподавать. Состоянием на 1883 год Алексей Дмитриевский уже был известным специалистом по литургике, воспитанником известного профессора Казанской духовной академии Красносельцева. К тому же Дмитриевский уже имел опыт преподавания литургики. Кроме того, его кандидатская и магистерская диссертации были посвящены истории богослужения, то есть той специальности, которую должен был преподавать в Киевской академии. Что же касается Георгия Булашева, он был талантливым студентом, но свою работу он писал не по литургийной тематике. И на то время не имел опыта преподавания. Поэтому его проигрыш за вакантное место Дмитриевскому вполне понятен.

Все это никоим образом не остановило Г.Булашева продолжать работать на историко-литературной ниве. Все написанное Г. Булашевым появлялось на страницах «Киевской старины», «Народной школы», «Воскресного чтения», «Церковно-приходской школы», «Киевских епархиальных ведомостей», «Черниговских епархиальных ведомостей» и ежедневных киевских газет.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вся наработка Георгия Булашева еще ожидает исследователя, а его раскрытие станет духовным достоянием следующих поколений. Представим лишь кратенькую хронологию педагогической и редакторской деятельности Г. Булашева, когда он мог реализовывать свои творческие планы.

Так, сразу по окончании КДА с 1 ноября 1883 года он был «определен» преподавателем русского и церковно-славянского языков в Киево-Подольском  духовном училище.

Где-то в начале 1885 года Г. Булашев получил приглашение от 1-го Киевского женского училища духовного ведомства, где ему предлагалось девять часов лекций по русскому языку, словесности и педагогике.

А уже в августе того же 1885 года он был переведен из Киево-Подольского духовного училища преподавателем словесности в Киевскую духовную семинарию, откуда по выслуге пенсии в 1908 году ушел в отставку. Правда, и после этого некоторое время продолжал свою преподавательскую работу в том же таки 1-ом Киевском женском училище, где имел 30 уроков в неделю.

Еще во время своей службы в духовной семинарии Г. Булашев проявлял определенную инициативу. Так, осенью  1905 года в пустом помещении семинарии временно был расквартирован 166-й Ровенский полк. И тогда же среди преподавателей возникла мысль ввести  чтение для военных, о чем сообщали «Киевские епархиальные ведомости». Известно, что 27 ноября преподаватель Булашев читал рассказ «Заколдованное место». Во время чтения демонстрировались «световые картинки».

В то же время наряду с преподаванием в училище и семинарии Г. Булашев находил время для редакторской работы.

Как это ни странно, но такая загруженность никоим образом не мешала Г. Булашеву выступать в этих изданиях с собственными материалами. Его творческий потенциал не падал, а продолжал нарастать, а из-под неутомимого пера появлялись новые статьи, очерки, исторические исследования.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТРУД И ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Относительно этнографического труда «Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях», который является, по точному определению Валерия Шевчука, «немеркнущим памятником» деятельности серьезного ученого и исследователя, скажем такое. Имея глубокое духовное образование, это никоим образом не помешало Г. Булашеву, а, возможно, наоборот, способствовало исследованию вековечных духовных представлений украинского народа, желанию проследить процесс видоизменения народного творчества, «понять процесс создания народного мировоззрения» и его единения с христианством.

Это первая книга под названием «Космогонические украинские народные взгляды и верования», что увидела мир в 1909 году, по замыслу Георгия Булашева, должна была открыть серию, в которой рассматривалась бы целая система «думания, представлений, мифотворчества и верования украинского народа». Впрочем, наши предположения будут выглядеть правдивыми, если найдутся спрятанные в каких-то архивах рукописные материалы, этнографические разработки к следующим книгам такой серии. Если, конечно, их не уничтожило время или люди.

О личной жизни Георгия Онисимовича известно, что он был женат на дочке настоятеля священника Свято-Николаевской церкви заштатного г. Погар Стародубского уезда Черниговской губернии Хрисанфа Бялопольского (Белопольского) Прасковье, на которой женился 29 мая 1883 года. У них родились дети: сыновья Павел, 27 ноября 1884 года, и Виктор, 15 сентября 1886 года, и дочка Зинаида, 20 марта 1893 года. Известно, что семья Булашевых проживала на Печерске — в 1904 году в доме №8 по ул. Московской, а в 1915-ом — в Бутышевом переулке, 29.

Сейчас неизвестно, как сложилась дальнейшая судьба Г. Булашева. Потому что уже вскоре в Европе и в Украине начались такие жуткие события, в которых потеряться отдельной человеческой судьбе не представляло никаких трудностей. Лишь из «Памятной книги Киевской губернии» узнаем, что в 1915 году он еще продолжал преподавать в 1-ом Киевском женском училище духовного ведомства. В мае 1918 года участвовал в Киевском епархиальном съезде.

Можем лишь выразить надежду, что все же где-то должно храниться творческое наследие Г.Булашева, представленное личными документами, дневником, письмами, благодаря которым можно, по словам Романа Корогодского, проникнуть на глубину появления души человека.

Александр Емец, журналист, краевед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ