Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гуманитарные потребности человека — фактор не второстепенный

4 августа, 2011 - 20:21

По результатам состоявшегося в конце июня заседания общественного гуманитарного совета при Президенте Украины мы узнали, что глава государства инициирует разработку концепции новой гуманитарной политики. Это, конечно, многих заинтересовало, хотя и озадачило. Было не совсем ясно, ради чего такой документ решили разработать. Ради кого? Возникало сомнение: удастся ли преодолеть первые упрощенные представления о предназначении современной гуманитарной политики. Подумав, вы и сами приведете немало примеров из уже опубликованных материалов, которые это подтверждают.

Сильное впечатление остается от выступлений экспертов «Дня», ответивших по просьбе редакции на вопрос «Какой должна быть гуманитарная политика Украины?» (см.: «День» за 17-18 июля 2011 г.). Много, много дают они пищи для размышлений нашему Президенту. Разве не стоит все это серьезно рассмотреть? Какие еще нужны доказательства, что гуманитарная политика в цивилизованных странах всегда была и остается одной из ипостасей общества, так как она «пропитывает» все его слои!

И тут я хотел бы предложить читателю присоединиться к столь важному разговору. Позволю себе высказать кое-какие принципиальные соображения по поводу разработки концепции гуманитарной политики, на которые мы редко обращаем внимание. А они — важны Необходимость по-новому взглянуть на проблему обусловлена базовыми потребностями человека. Суть отстаиваемого автором подхода — «перевернуть» видимую нами «картинку» мира и взглянуть на нее не «сверху», т. е. с точки зрения национальных, классовых, государственных социально-экономических и политических интересов, а «снизу», т. е. с точки зрения потребностей и рождаемых ими интересов человека.

В качестве аксиомы примем утверждение: потребности человека определяют его интересы и, в конечном счете, поступки, направленные на удовлетворение потребностей. Игнорировать их нельзя. Укажем при этом, что речь идет о тех потребностях, которые связаны с общественной деятельностью человека, тогда как «потребности души», эмоциональные, психические, физиологические потребности человека остаются литературе, искусству, психологии, физиологии и другим дисциплинам «человековедения».

Существует две группы потребностей человека. Первая — потребность в защите от внешних по отношению к человеку угроз, т. е. потребность в личной безопасности. Вторая объединяет потребности, удовлетворяемые через активное воздействие человека с внешним миром: экономические, гуманитарные потребности, потребность в межличностном общении. Экономические потребности — это потребности человека в материальных ценностях, потребительских товарах, услугах, деньгах, равно как и в ресурсах, оборудовании, рабочей силе, капитале — если речь идет о человеке, который владеет или руководит производством или другим видом бизнеса. Хозяйственную жизнь страны можно рассматривать как работу по удовлетворению экономических потребностей людей, ее населяющих. Гуманитарные потребности — это потребности в реализации идеологических и политических прав и свобод человека, потребности в участии в политической жизни общества, в информации, в выражении своего мнения и т. п. Потребность в межличностном общении — это потребность человека в общении с другими людьми по разнообразным поводам. Рассматривать именно эти понятия, отражающие общественные, т. е. (в отличие от физиологических или эмоциональных потребностей) реализуемые через общественные отношения потребности человека, мы и предлагаем для анализа внутреннего развития украинского государства.

Но вернемся к главному, ради чего и был начат этот наш разговор. Разрабатывая концепцию новой гуманитарной политики, мы должны исходить из того, что гуманитарные потребности людей — фактор не второстепенный. Гуманитарные потребности человека, на наш взгляд, включают потребности:

— знать, т. е. потребность в получении необходимой информации;

— думать, т. е. потребность в осмыслении жизни и самоанализе;

— верить, т. е. потребность в идеологических или религиозных убеждениях;

— творить, создавать культурные, научные, идеологические ценности;

— высказываться и быть услышанным;

— влиять на свою жизнь и жизнь общества, участвуя в политической жизни общества.

В отличие от потребностей в личной безопасности, гуманитарные потребности не возникают у человека от природы — в силу врожденного инстинкта самосохранения, а формируются по мере развития общества и по мере насыщения потребности в личной безопасности и экономических потребностей человека. Формирование гуманитарных потребностей требует наличия у человека определенных навыков, а их насыщение — предоставленных обществом прав. Первые связаны со сложившейся в обществе системой образования и информационного обеспечения. Последние предстают как основополагающие права и свободы человека: свобода мысли и слова, свобода мировоззрения, вероисповедания, свобода доступа к информации, свобода творчества, право избирать и быть избранным и т. п. Для меня это означает, что они имеют важнейшее значение для самой концепции современной гуманитарной политики, не так ли? Что ни говорите, а их обеспечение — это жизненно необходимое условие благополучно сосуществовать. То есть эти права и свободы человека следует трактовать как правовые нормы, практическая ценность которых определяется результатами их применения. Как много тут нужно еще сделать, убедительно показывает ежегодный доклад Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Источником формирования гуманитарных потребностей может быть либо общество — в лице государственных, политических, религиозных, образовательных и иных институтов, либо сам человек, достигший определенного уровня развития. Уровень его духовного развития, начиная с которого человек сам становится источником формирования личных гуманитарных потребностей, может быть определен как уровень общественно-политической зрелости. 18 лет — возраст, в котором обычно заканчивают среднюю школу и получают избирательные права, примерно соответствует тому возрасту, в котором человек достигает уровня общественно-политической зрелости. Другого способа определения такого уровня, во всяком случае, пока, не изобретено.

Государство играет решающую роль в определении гуманитарных потребностей человека до достижения им уровня политической зрелости. В зависимости от государственных задач, формирование потребности в знаниях и информации может быть свободным, религиозно или идеологически ограниченным, либо запретительным, направленным на технические или гуманитарные знания. Государство может культивировать либо подавлять формирование потребности самостоятельно думать — или ограничивать определенными рамками потребность думать самостоятельно. Государство может допускать идеологический и религиозный плюрализм, насаждать монорелигию или идейную доктрину, культивировать агрессивный атеизм и т. д. Аналогично государство может подавлять или культивировать потребность в самовыражении, творчестве и потребность быть услышанным, т. е. потребность человека донести результаты своего интеллектуального труда до других людей. Государство может быть заинтересованным или незаинтересованным в выявлении политических интересов членов общества и, соответственно, подавлять или культивировать политическую культуру участия человека в политической жизни страны, создавать либо препятствовать созданию необходимых для этого политических и законодательных механизмов, экономических возможностей и психологической атмосферы. Словом, разработчики политики в гуманитарной сфере должны это понимать.

В своем выступлении на заседании гуманитарного совета Виктор Янукович отметил, что на гуманитарную политику в украинском обществе есть колоссальный спрос. Что ж, иначе просто и быть не может, если мы хотим построить цивилизованное государство. Можно только добавить, что любая концепция новой гуманитарной политики будет выглядеть неэффективной, если она не учитывает гуманитарные потребности человека. Если в ней нет этого — нет и полноценной гуманитарной политики. Это истина, которую невозможно оспорить.

Исповедуемый автором подход к формированию гуманитарной политики в свете потребностей и интересов личности, разумеется, не претендует на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Но, может быть, распространившись, она поможет государственным правителям проводить рациональную гуманитарную политику. Рациональную с точки зрения потребностей и интересов человека.

Юрий КИЛИМНИК, кандидат философских наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ