Уважаемая госпожа главный редактор газеты «День»!
Вчера смотрел по телевидению передачу из Киева о том, что в Святошино строится огромный и дорогостоящий собор Благовещенский. Возникает вопрос, зачем строить в Киеве такой дорогой собор из средств госбюджета, когда в столице и так есть несколько соборов? Ведь эти огромные деньги, которые тратятся на строительство этого собора, могли пойти на помощь обездоленным инвалидам и пенсионерам Киева? Эти средства могли бы пойти на медикаменты, которых не хватает больницам Киева, на усиленное питание в больницах, которое сейчас очень плохое. Вызывает возмущение, что многие священнослужители живут не по средствам, ездят на дорогих иномарках — где они берут такие большие деньги? Получается, что они обогащаются за счет верующих, бедных пенсионеров и инвалидов? Не исключено, что этим священнослужителям помогают и богатые. Это вызывает у людей возмущение — лучше б эти средства шли на помощь инвалидам, детям-сиротам, домам престарелых. Правильно В. Ленин говорил, что «религия — это опиум для народа». Ваша газета должна выступить с резкой критикой по поводу строительства этого храма и по поводу незаконного обогащения многих священнослужителей г. Киева. И обездоленный, бедный народ Украины будет вам благодарен за вашу справедливую критику этих жадных к обогащению священнослужителей г. Киева да и всей Украины.
Василий ПАВЛЕНКО, Днепродзержинск
ОТ РЕДАКЦИИ
Газета «День» благодарна вам за письмо, касающееся важных тем нашей общественной жизни. Уже не раз отмечалось, что строительство храмов в Украине, особенно храмов православных, не совсем — скажем так — соответствует как потребностям верующих, с одной стороны, так и уровню благосостояния общества, с другой. Тем более, что большинство верующих людей посещает храмы только в большие праздники, а обычные богослужения часто проходят почти в полной пустоте.
В чем тут причина? Их несколько. Во-первых, десятилетия атеистического режима почти уничтожили традицию постоянной сопричастности наших граждан церковной жизни. Во-вторых, раскол украинского православия привел к недостойному соперничеству между отдельными церквями из-за верующих, из-за храмов. Я бывала в селах, где стоят три новых православных храма и все — пустые. Конечно, это ненормальная ситуация. Третья причина — ложно понятая богатыми людьми благотворительность. Они хотят выслужиться перед Богом и одновременно «прославиться» тем, что построят храм. Вместо того, чтобы отремонтировать приют для детей или сельскую больницу, или просто помочь деньгами бедным людям (искать долго не придется). Мы, однако, можем только высказывать свое мнение в этой ситуации.
Относительно благосостояния священников, то в этих обвинениях нельзя быть голословным. Тут нужны имена и доказательства злоупотребления теми средствами, которые должны идти на другие — церковные, благотворительные, школьные — нужды. Насколько мне известно, церковь своих священнослужителей не очень контролирует в том случае, если они отдают должное «наверх». К нашему большому сожалению, все письма читателей на церковные темы носят такой же общий, неконкретный характер, как письмо Василия Дмитриевича Павленко. На основании таких писем можно действовать только незабвенными революционными методами — репрессировать духовенство без суда, следствия и каких-либо доказательств. Хотя мне тоже не нравится тот несомненный факт, что наш клир, особенно православный, становится все более похож на те карикатурные фигуры, над которыми смеялись еще художники-передвижники ХIХ века. Особенно неприятно видеть полных, молодых краснолицых батюшек на фоне худеньких измученных прихожан-старушек.