Полностью поддерживаю журналисток Екатерину Гречановскую и Елену Македонскую, которые связывают кадровый голод украинского телевидения прежде всего с несовершенной системой журналистского образования. Количественно мы якобы и на высоте — около сорока высших учебных заведений предлагают журналистское образование, но вопрос в том — качественно ли? Преимущество теоретической составляющей в обучении, техническая бедность учебных студий, кое-где творческая импотенция преподавателей, которые не имеют никакого отношения к журналистике, но излагают ее теорию, маргинальное существование масс-медиа относительно профильных учебных заведений, их недоверие и пренебрежение студенчеством журналистских заведений — вот далеко не исчерпывающий ряд факторов «голода». Именно на оторванности и нежелании консолидации усилий масс-медиа с журналистскими вузами хотелось бы остановиться отдельно.
Все чаще редакторы медиа-каналов отказываются от студентов-практикантов, в ином случае — просто игнорируют. Ну, надоели им шеренги амбициозных невежд, которые докучают недалекими вопросами и постоянно путаются под ногами. А невежд — не из-за того, что не могут или не хотят, а из-за того, что не имеют опыта, не знают, как и что. Потому что университет, может, и хотел, но не смог научить, опять же из-за вышеупомянутых причин. Некоторые скептически улыбнутся: разве может университет слепить хорошего журналиста? Вот относительно хорошего — не знаю, это уже дело совести студента, а журналиста — может, ведь журналист — не писатель, не поэт, журналист — беспристрастный наблюдатель, который «фотографирует» внешнюю и внутреннюю картинку человека, события, ситуации, чтобы потом в понятной и доступной форме презентовать ее зрителю, читателю или слушателю. Университет же должен научить удачно и мастерски «фотографировать».
Слава Богу, украинские школы журналистики осознают необходимость кардинальных реформ, поэтому приглашают опытных и профессиональных «фотографов» из заграницы, лидирующие западные школы журналистики, которые делятся опытом, дают мастер-классы, читают лекции, выделяют гранты на закупку нового оборудования, организовывают стажировку студентов и преподавателей за границей. Их профессионализм, опыт, материальная поддержка, без сомнения, принесут достойный урожай — профессиональные журналистские кадры, которые в условиях честной конкуренции будут изменять медиа-пространство. Но, вероятно, ждать придется еще не один год, еще не одно поколение студентов-журналистов будет зубрить определение «свобода прессы», а не будет упражняться в написании репортажа или учиться монтировать сюжеты...