Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

История одних переселенцев

16 ноября, 2007 - 18:44
ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

Недавно в с. Переможное Лутугинского района, Луганской области прошел второй раз фестиваль лемковской культуры «Стежками Лемківщини».

Разговаривая с людьми о лемках, видишь, что те, кто никак непричастен к этому этносу или совсем не слышал, или очень туманно представляют себе кто такие лемки. А между тем жизнь этой самой западной ветви украинского народа достойна удивления и восхищения. И которая еще надлежащим образом еще не оценена историками. На протяжении тысячелетия отождествлять себя с Киевской Русью, с этим отождествлением пройти через волны полонизации, окатоличивания и остаться самим собой — разве этот факт не удивляет и не восхищает?

Первые упоминания о жителях гор, где еще до недавнего времени проживал этот этнос, находим в «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора. Упоминает его как славянское племя белых (западных) хорватов (горцев). Они своим языком, культурой не отличались от надднепрянских племен и сами себя называли в начале IX в. «русами», «русинами». И только в XIX в. из-за часто употребляемой частицы «лем», которая означает «только», «лишь» их начали называть лемками, а территорию, на которой проживали — Лемковщиной.

Все энциклопедии (от «Великої загальної енциклопедії», Варшава, 1910 г., «Большой Энциклопедии», Санкт-Петербург, 1903 г. до «Дер гроссе Брокгауз», Мюнхен, 1955 г.) утверждают, что лемки — часть украинского народа.

До 1945 г. территория Лемковщины занимала более 10 тысяч кв. км. После войны эта этнографическая территория осталась разделенной между тремя государствами: галицкая часть Лемковщины отошла к Польше, южная к Словакии и в состав Закарпатской области. Всего в мире проживает около одного миллиона лемков — половина из них в Украине. Все они осознают то, что является частью украинского народа, за исключением небольшой группки людей на Закарпатье, которые вместе с также малочисленной группой людей за границей считают себя «карпаторусским народом».

Украинцами также была заселена Холмщина, Посяння, Подляшье — еще со времен Даниила Галицкого. Там он принимал корону, там были издавна православные, а позднее и греко-католические церкви, впоследствии уничтоженные или превращенные в костелы. В Холме он и похоронен.

Именно эти территории отошли к УССР во время перехода Красной Армии за Збруч 17 сентября 1939 г. по тайному договору между Сталиным и Гитлером. Но уже вскоре эти земли опять были переданы Гитлеру. И именно эти территории имел в виду Н. Хрущев, когда ставил вопрос о присоединении исконных украинских земель к УССР. В письме к Сталину от 20 июля 1944 г. он обратился с предложением образовать Холмскую область. Но уже 27 июля в Москве было подписано соглашение между польской и советской сторонами о польско-советской границе приблизительно по линии Керзона (министр иностранных дел Англии времен Антанты), где все эти земли отходили к Польше. Н. Хрущев, очевидно, не знал об устных договоренностях между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем еще в Тегеране о будущей границе.

Началось большое и жестокое переселение 500 тыс. человек из их исконных земель в УССР. Добавляли охоты ехать и поляки, которые говорили, что не хватит для украинцев скоро деревьев, на которых их будут вешать. Но большинство сопротивлялось. Они готовы были жить в составе УССР, но на своих землях, в своих родных домах. Польская сторона в лице армии и банд ответила террором, который по своей жестокости напоминал средневековье. Истреблялись целые села, зверски убивались дети, женщины, старики. В защиту своего народа становилось УПА. Но переселение продолжалось и в ноябре 1946 г., было эвакуировано 482880 человек (а это 122622 семьи).

В Западной Украине домов, которые освободили поляки, переселившиеся на когда-то немецкие территории, не хватало, поэтому подселялись к своим. Часто лемкам давали дома репрессированных местных жителей, но не все решались заходить туда — стены комнат были покрыты кровью (проходила большая «зачистка» местного населения, которая вылилась в страшную цифру — 500 тыс.). Переселенцы голодали. Местное население не было на вершине милосердия — прогоняли с поля, где уже был собран урожай, на котором люди искали даже замерзший картофель.

Многие семьи были отправлены в Центральные и Восточные области. Их часто подселяли к хозяевам, которые не воспринимали переселенцев, называли их поляками. Другим давали комнаты. Обратимся к докладным запискам тех времен. В комнате, площадью 20 кв. м жили две семьи из 17 человек, в другой — на 17,5 кв. м — три семьи из 19 человек, а на 25 кв. м — пять семей (24 человека). Часто среди этих жителей были больные. У многих не было одежды — пропала за два месяца езды от влаги. Переселенцам обещали, что их обеспечат всем необходимым, вместо этого, в другой докладной читаешь, как местное начальство за деньги, которые были выделены для обустройства приезжих, покупало себе машины. Ни в чем не повинный народ умирал от холода и голода, не понимая за что такое наказание. В Луганскую область, например, было переселено 1335 семей. В конце 1947 г. компенсацию получили только 477 семей. Правда, многие не выдерживали, правдами и неправдами возвращались в Западную Украину поближе к границе. Но скоро поняли, что никто их не пустит на родные земли.

Украинцев, которые не оставили своей земли, ждали также страшные испытания. Их нужно было ассимилировать. Операция «Висла» прошла с апреля по август 1947 г. Поводом стало убийство отрядами УПА (которые активно действовали на Закерзонье, защищая украинцев, и о котором сами поляки говорили: «Это не банда, а организованная сила, между ними есть много ученых и интеллигентных людей, которых нам не хватает»), генерала Кароля Свирчевского 28 марта 1947 г. Но есть документы, что проект переселения появился еще в ноябре 1946 г. Тех, кто сопротивлялся, ждала трагическая судьба.

Но, несмотря на это, переселенцы выжили. Выжили за счет своего трудолюбия, взаимопомощи, своей искренности, веры в добро. И своего безграничного терпения.

В конце 80-х лемки начали организовываться в общество «Лемківщина», а в июне 92-го состоялся I Всеукраинский конгресс лемков. Прошел в этом году и уже XXV фестиваль лемковской культуры в Ждине (Польша). В 2001 г. было создано Всеукраинское общество «Лемківщина», принят устав. В мае в этом году в Львове прошел IV конгресс Мировой федерации украинских лемковских объединений, который объединил семь стран и превратился в мощную международную организацию, которая содействует исследованию, развитию и популяризации культуры лемков-русинов, защищает права депортированных.

В 2005 г. образовалось и Луганское общество «Ватра». Был проведен фестиваль «Стежками Лемківщини» в с. Переможное, где компактно проживают лемки.

Данута КОСТУРА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ