Среди шумных и оживленных центральных улиц Киева еще существуют, употопая летом в зелени, тихие улицы и переулки. Небольшой дом, заросший травой двор, желтоватые песчаные дорожки, сад за забором — все это создавало особую атмосферу, имело свой неповторимый колорит. Почему создавало? Потому что, к сожалению, таких улиц и переулков в городе становится все меньше. В современном Киеве новое и старое ведут конфликтный диалог, причем не в пользу последнего. Застраивались такие улочки в XIX — начале XX века, как правило, одно-двухэтажными добротными кирпичными домами согласно установленным типовым проектам. Но как раз это и был тот счастливый случай, когда в условиях частной собственности надзор за соблюдением этих правил (проектов) пренебрегался самими заказчиками. Вот чему у нас и сегодня еще есть возможность видеть дома, которым по 100—150 лет и они не одного прохожего вынуждают замедлить шаг, любуясь главными фасадами таких непохожих между собой зданий. На таких уютных улочках в разные времена селились и иногда проживали почти всю жизнь выдающиеся и неординарные личности. Одна из таких улиц расположена почти в центре Киева. Называется она Гоголевской (с 1904 г.) в честь нашего земляка Н.В. Гоголя.
На Гоголевской улице в разные времена жили: в доме №9 — украинский писатель, педагог, один из первых биографов Т.Г. Шевченко М. Чалый (1816— 1907), в домах №8 и №27 жили и работали украинский писатель, редактор четырехтомного «Словаря украинского языка» Б. Гринченко (1863—1910) и его жена — украинская писательница М. Загирня (1863—1927), в №29 — автор юмористических и сатирических произведений П. Губенко (Остап Вишня, 1889—1956), а в доме под №34 — украинский поэт П. Тулуб (1862—1923) и зоолог, зоограф, профессор Киевского университета В. Артоболевский (1874—1952). Жилой дом №23 построен по проекту прославленного киевского архитектора, мастера «бетонных домов» В. Городецкого (1863—1930). Дом №45 известен тем, что в нем в 1906 г. находилась редакция украинского сатирическо-юмористического еженедельника «Шершень», в котором печатались И. Франко, Леся Украинка, И. Нечуй-Левицкий. Сотрудничали с журналом и известные художники, такие как Ф. Красицкий, А. Сластион, С. Свитославский и другие.
Но рассказ был бы неполным, если бы мы не вспомнили фамилии еще двух жителей Гоголевской улицы. Речь идет о доме под №28. Это бывшая частная усадьба Владимира Донатовича Орловского — автора поэтических украинских пейзажей. В. Д. Орловский — украинский живописец, академик (с 1874 г.) петербургской Академии художеств, родился в Киеве в 1842 году. Начальное художественное образование получил во 2-й киевской гимназии у художника и педагога И. Сошенко (1807—1876), который в свое время отыграл значительную роль в жизни Т.Г. Шевч енко. В. Орловский участвовал в деятельности рисовальной школы М. Мурашко, был одним из организаторов Киевского художественного училища. После окончания Академии изучал современное искусство во Франции, где близко познакомился с творчеством мастеров так называемой барбизонской школы, и именно его можно считать первооткрывателем барбизонцев для украинской пейзажной живописи. После возвращения из Франции В. Орловский живет постоянно в Киеве, участвует в выставках киевских художников, с успехом проходят его выставки за границей. Большая заслуга В. Орловского в том, что он, переняв опыт барбизонцев, одним из первых среди украинских художников стал развивать тему украинского национального пейзажа. В 1914 году, находясь в Италии, В. Орловский внезапно умирает. Гроб с телом художника был перевезен в Киев и похоронен на Лукъяновском кладбище. Произведения В.Д. Орловского хранятся во многих музеях бывшего СССР, за границей, а в Киеве, в Национальном художественном музее, находится только незначительная часть его творческого наследия.
Другая интересная фигура, чья фамилия была тесно связана с именем В.Д. Орловского и его усадьбой, не менее известна в творческом мире. Это Николай Корнилович Пимоненко — яркий, самобытный художник, автор многих картин на сельскую и городскую тематику. Родился Пимоненко в Киеве в 1862 году, учился в художественной школе М. Мурашко и петербургской Академии художеств, которую из-за болезни легких и материальных лишений оставил в 1884 году. Вернувшись в Киев, преподавал в рисовальной школе М. Мурашко. С 1899 года и до конца своей жизни — действительный член Общества передвижных художественных выставок. В 1883 году вступил в брак с дочерью В.Д. Орловского, жил в отдельном доме на территории усадьбы. К сожалению, в 1912 году, находясь в расцвете творческих сил, М. Пимоненко умер. Похоронен он также на Лукъяновском кладбище. В Национальном художественном музее произведениям этого мастера отведен целый зал.
А что осталось нам, потомкам, от прославленной семьи, кроме картин в музеях? К счастью, осталась сама усадьба с двумя домами и различными хозяйственными пристройками. В свое время это была прекрасно задуманная и выполнена городская усадьба, которая вместе с дополнительными элементами создавала архитектурный ансамбль, радуя глаз гармонией и совершенством. Сам двухэтажный дом, построенный в 80-х годах XIX века в стиле модерн с некоторыми чертами классицизма, мало изменился, особенно его фасадная часть. Он не выделяется особой архитектурной изысканностью, хотя и построен достаточно эффектно — на возвышении. А вот многочисленные перестройки, обновления мешают теперь даже представить первичную внутреннюю планировку и убранство здания. А когда-то комнаты украшали мебель, гобелены, фарфор, картины, свечные торшеры, декоративная лепка на стенах и потолке. Примем во внимание то, что это была не просто частная усадьба. Это был и культурно- просветительский центр, где собиралась одаренная молодежь и велись горячие дискуссии о современном состоянии искусства и его дальнейшем развитии. Давно уже этого нет. Вихри страшных лет разбросали родственников и детей художников по всему миру, а сейчас частная усадьба В. Д. Орловского уже несколько десятилетий принадлежит детскому санаторию «Салют» и еще некоторым медицинским службам.
Думаю, наступило время для возрождения усадьбы В. Д. Орловского в первозданном виде и создания на ее базе музея-усадьбы, что только украсит наш старинный город. По мнению многих, возрождение усадьбы имеет большое значение. Ведь это наше национальное достояние, которое нужно изучать и хранить. Можно купить, продать, уничтожить, в конце концов, произведения искусства, но кто подсчитает убытки духовные? Они не имеют цены. И именно сейчас, во времена возрождения, духовного прозрения, у государства нет морального права безразлично относиться к памяти людей, которые являются гордостью нации, которые своим творчеством упрямо, вопреки всем шовинистическим указам и запрещениям, напоминали миру, что есть такой народ — украинцы. Фамилии этих людей заслуживают большего, чем информационные указатели на домах. Конечно, при создании музея-усадьбы возникнут проблемы, и главная из них — куда переселить больных детей. Но взвесим и то, что промышленные выбросы, шум, загазованность, в которых буквально тонет центр города, откровенно говоря, создают не лучшие условия для оздоровления детей. Можно и нужно подыскать место получше для этого, скажем, в Конче-Заспе или в Пуще-Водице — среди тишины, зелени, чистого воздуха. К этому благородному делу могли бы подключиться Министерство здравоохранения (кому же, как не им, заботиться о будущем поколении), Министерство культуры, Национальная Академия искусств и архитектуры, Киевская городская госадминистрация, Управление охраны памятников истории, культуры и исторической среды, а также все не равнодушные к духовному возрождению украинской культуры.