Если спросить любителя оперного искусства, какие теноры блистали на сцене московского Большого театра в 30-е годы прошлого века, ответ будет очевиден: россиянин Лемешев и киевлянин Козловский. Именно в эти годы взошла их звезда. Был еще один певец, мастерство которого ни в чем не уступало этим легендарным личностям советского оперного искусства. А в чем-то, быть может, и превосходило! Их было трое, выдающихся солистов-теноров Большого театра в Москве: Иван Козловский, Сергей Лемешев и... украинец — Иван Жадан! Двое из них известны всем, имя же Ивана Жадана было запрещено упоминать, запрещено было слушать записи его голоса...
И КУЗНЕЦ, И ПЕВЕЦ
Иван Данилович Жадан родился 22 сентября 1902 года в Луганске, в семье рабочего патронного завода. С 9 лет жил в деревне Купановка, куда родители отправили его учиться на кузнеца. Уже в детстве проявилась любовь Ивана к пению. Он любил петь в церковном хоре, на свадьбах.
В 13 лет юноша поступает рабочим на завод к отцу. В 1920-м во время военных сборов Иван был запевалой отряда. Друзья посоветовали ему поступить в вокальный кружок. Здесь ставили отрывки из опер. Во время репетиций «Евгения Онегина» (вот это уровень уездного Луганска!), где Иван исполнял партию Ленского, юноша познакомился со своей будущей женой Ольгой, исполнявшей в том же спектакле роль Ольги Лариной.
В 1923 году дарование Жадана было замечено, и Луганский профсоюз направляет его на учебу в Москву. В столице Иван поступает в Музыкальный техникум при консерватории. В 1926 году Ивана стали приглашать на радио. В 1927-м он поступает в Оперную студию Большого театра, которую возглавлял К.С. Станиславский, сумевший оценить талант певца и его «безупречную дикцию». Жадан принимает участие в конкурсе теноров в Большом театре, и только его из 40 претендентов приняли в театр.
ПИК КАРЬЕРЫ — 37-й...
Карьера Ивана развивается успешно. Наряду с выступлениями в театре артист активно ездит по стране, выступая перед трудящимися. В общем, ведет типичную жизнь советского деятеля искусств, ясную и безоблачную, идеологически выдержанную.
В театре у Жадана все новые и новые роли. Он был непременным участником правительственных концертов. Большими тиражами выходили пластинки с его записями.
К артисту приходит слава. Он — один из ведущих солистов Большого театра. Неоднократно выступает в Кремле. Сам Сталин благоволил к нему, просил исполнить то или иное произведение. Несмотря на все это, Жадан был прост в обращении, любил и помнил земляков, приглашал их на свои выступления.
Пик карьеры певца пришелся на 1937 год. В Пушкинские дни его приглашают на гастроли в Ригу. После исполнения певцом партии Ленского зал устроил ему несмолкаемую овацию. Гастроли проходили с таким фурором, что Жадана стали просить продлить их и выступить также в «Фаусте» и «Риголетто». Так как костюмов для этих ролей не было, советский посол в Латвии специально отправил в Москву самолет (удивительный случай для тех лет), и они были доставлены в Ригу.
Это был 1937 год! После этого выступления над артистом начали сгущаться тучи. Были отменены намечавшиеся гастроли певца в Литву и Эстонию. Его перестали приглашать в Кремль. Вдобавок ко всему, пришлось сделать операцию и удалить гланды. После годового молчания Жадан вновь блестяще выступает с партией Ленского. Однако карьера его уже не так успешна.
НА ЗАПАД. С НЕМЦАМИ
Когда началась война, старшего сына забирают в армию, а семейство Жаданов переезжает на дачу в подмосковный дачный поселок Большого театра Манихино. Во время одного из стремительных наступлений немцев путь в Москву был отрезан. А вскоре и сами оккупанты появились в селе. Иван Данилович вспоминал, как это произошло: «Манихино захватили немцы. Нас, солистов Большого театра, тогда там было много. Так вот, в мой дом, где вместе со мной тогда были концертмейстер, знавшая хорошо немецкий язык, баритон Волков и еще несколько артистов, вошел офицер. «Кто такие?» — сурово спросил он. «Артисты», — пролепетала насмерть перепуганная пианистка. Офицер на минуту задумался, потом его лицо просветлело. «А Вагнера можете исполнить?» Волков утвердительно кивнул головой и спел арию из «Нюрнбергских мейстерзингеров».
...Когда советские войска перешли в контрнаступление под Москвой, Жадан с женой и младшим сыном вместе с группой артистов решает уходить с отступающими немцами. Что же подтолкнуло Ивана Жадана к роковому шагу?! Иван Данилович не был наивным человеком. Он знал, что нахождение на оккупированной территории означает одно — лагерь! И это в лучшем случае.
Имя артиста исчезло с театральных афиш, из рецензий на спектакли и концерты. Были изъяты из продажи пластинки с записями его выступлений. Имя его было запрещено упоминать в печати. Старшего сына Жадана демобилизовали из армии и сослали. Вначале в Казахстан, а затем — Сибирь. Его 68-летнюю тещу, не решившуюся отправиться с ними, сослали в Красноярский край.
ЭМИГРАЦИЯ: ГЛАВНОЕ — НЕ ГОЛОС
Началась новая жизнь в эмиграции. Скитания, голод и холод, подозрения в шпионаже, чуть было не приведшие к расстрелу. Спасало только умение петь — немцы любили классическую музыку.
После окончания Второй мировой войны Жаданы с трудом избежали выдачи советским властям, скрывались в монастыре в американском оккупационном секторе, где певец с семьей оказались в момент немецкой капитуляции. Жадан с женой вынуждены были жить порознь, менять фамилии, так как за невозвращенцами охотились советские спецслужбы.
В 1948 году они получили разрешение на въезд в США. К сожалению, в Америке его певческая карьера не сложилась. Ему организовали несколько концертов в Нью-Йорке. Он был тепло встречен публикой, однако ведущие импресарио США не желали иметь дело с певцом, прибывшим в Америку как бывшее перемещенное лицо из Германии.
Спасли от всего оптимизм Жадана, его умение браться за любую работу и воистину золотые руки. И тут очередной крутой поворот наступает в судьбе Ивана Даниловича. Он знакомится с молодой американкой Дорис (ей было 23 года). Они полюбили друг друга. После развода с женой он обвенчался с Дорис в 1951 году. В 1955 году их пригласили отдохнуть на остров Сент-Джон. Мечтой Ивана Даниловича было поселиться в теплых краях на берегу океана. И он осуществил свою мечту, найдя пристанище на маленьком острове Сент-Джон в Карибском море, где проживало всего 1000 человек.
ОН УВИДЕЛ УКРАИНУ СНОВА
Жадан не надеялся когда-либо посетить родину. Но в конце 80-х годов стали возможны контакты с сыном. В 1990 году показали передачу об Иване Даниловиче, которую вел Святослав Бэлза. И спустя полвека Иван Жадан смог вновь ступить на родную землю, обнять сына. Это произошло в августе 1992 года, накануне 90-летия артиста.
Он узнал, что многие друзья не забывали его, помогали сыну в трудные годы. А сын на вопрос о том, не упрекает ли он отца за потерянные в ссылках годы, отвечал: «За что мне его упрекать? Покинуть Родину его вынудили обстоятельства, которые никто не сможет объяснить... Разве он кого-то убивал, кого-то предавал? Нет, мне не в чем упрекнуть своего отца. Я горжусь им» (интервью 1994 года в газете «Труд»).
15 февраля 1995 года Иван Данилович Жадан ушел из жизни. Похоронен на кладбище Круз Бэй острова Сент-Джон. Вдова Ивана Жадана создала на острове музей великого тенора, написала о нем книгу и выпустила два диска, в которых собраны записи Жадана с 1933-го по 1954 год.