Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как изменить ситуацию в местном самоуправлении

8 июня, 2012 - 11:55

Несколько комментариев к статье Владимира БОЙКО «Мы, по факту, недееспособны...» («День» № 74 от 26 апреля 2012 года)

Вопрос наполнения местного самоуправления в Украине реальным содержанием уже давно на повестке дня. Теперь то, что происходит в этой области, напоминает либо имитацию бурной деятельности по советскому образцу, либо фрагментарные новшества, в основном без тщательного стратегического планирования и расчетов будущих позитивов и негативов от внедрения таких нововведений.

В конечном итоге, чему удивляться, если в 2002 году, когда принимался на то время достаточно современный по своим нормам Бюджетный кодекс, часть доходов местных бюджетов, которые оставались в интересах общества, составляла приблизительно 40—41%.

И это с учетом того, что на всех совещаниях в ВРУ, в КМУ за последние десять лет постоянно декларировались «эпохальные» задачи: 1) децентрализация государственного управления (приближение административных услуг к гражданам); 2) право территориальных общин использовать все налоги и сборы, которые собираются на местном уровне, на потребности данных общин.

Но сейчас уничтожаются даже те мизерные достижения. Давайте посмотрим, к чему привела так называемая оптимизация заведений среднего образования, проводившаяся с «благим» намерением уменьшить нагрузку на местные бюджеты, особенно в сельской местности. Все просто: у тех небольших сел, которые до того в результате подобного рода «реформ» уже были лишены библиотек, книжных магазинов, клубов (кинотеатров), «успешно» перепрофилированных в «генделики» либо вообще разрушенных, — теперь забрали последний «якорь», благодаря которому такие села еще держались на плаву, то есть средние школы.

Такие же «отрадные достижения» наблюдаем в ходе реализации эксперимента по реформированию системы предоставления медицинских услуг в так называемых пилотных областях, что сопровождается постоянными акциями протеста граждан. Люди и до того не были в восторге от состояния местной медицины, но теперь просят, чтобы хотя бы такая была. Потому что, оказывается, «реформированием» назвали ликвидацию сельских амбулаторий или больниц, которая обслуживала от пяти до десяти окресных сел.

Стало быть, теперь людям, которые посмеют заболеть после таких «реформ», а это в основном пенсионеры, которым далеко за 50 и которые составляют от 50 до 80% населения таких сел, вместо 15—20 километров придется преодолевать 30, а то и 60 километров, чтобы получить первую медицинскую помощь. Я уже молчу о тяжелых случаях, когда нужна неотложная помощь или хирургическое вмешательство.

Рядом с этими социальными и культурными вызовами перед сельскими общинами появляется еще один, нерешение которого в ближайшем будущем может привести к экологической катастрофе всей Украины.

Идет речь о практическом отсутствии централизованного сбора и утилизации мусора и других отходов жизнедеятельности человека, что невозможно решить на уровне местного самоуправления при отсутствии соответствующих административных, а тем более финансовых ресурсов.

А это требует строительства современных мусороперерабатывающих заводов, что, как и выделение земельных участков под их строительство, можно осуществить только совместными усилиями центральной законодательной, исполнительной власти вместе с органами местного самоуправления. Для того чтобы понять масштабы потенциальной опасности в той же Черниговской области, достаточно выехать за пределы Чернигова по направлению к древнему городу Любечу, где от размеров и запахов местного полигона у всякого «захватывает дух».

Выход из заколдованного круга постоянного безденежья местных (сельских и поселковых), как в конечном итоге и городских бюджетов, видится в таком варианте. Вскоре мы окажемся свидетелями «невиданной активности» потенциальных народных депутатов с выездами их в «народ». Следовательно, общины должны при встречах с каждым кандидатом, независимо от его партийной принадлежности, среди прочих вопросов предъявлять требование об обязанности такого кандидата в случае его избрания проголосовать за изменения к Бюджетному и Налоговому кодексам, которые гарантировали бы отчисления максимального процента налогов, собираемых на уровне местного бюджета на потребности соответствующей общины, с обязательной процедурой отчетности перед общиной об их использовании.

Кроме того, должны быть внесены изменения к законодательству, которые также гарантировали бы уплату части налогов крупными предприятиями, в том числе агрохолдингами, в местные бюджеты общин, на землях которых они осуществляют свою предпринимательскую деятельность, а не только по месту регистрации их офисов (обычно в Киеве, других больших городах или же в оффшорах).

Все эти требования к кандидатам необходимо документировать в виде протоколов и заверять подписями представителей общины и кандидатов в народные депутаты, а также желательно обнародовать в прессе и уведомлять как можно больше граждан, чтобы иметь возможность в будущем контролировать выполнение депутатами их предвыборных обещаний.

Необходимо преодолеть существующую циничную практику, которая была выгодна всем депутатам — и от власти, и от оппозиции, когда сельские и городские головы вынуждены ехать в Киев на поклон к депутатам бюджетного комитета ВРУ, а также к чиновникам Кабмина и Минфина, от «доброй воли» которых зависит, получит местный бюджет «лишнюю тысячу гривен» или нет.

Светлана МИХАЛЮК, юрист, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ