Все понимают, что высшая школа — «вышка» — нуждается в коренном реформировании. Особенно в связи с присоединением Украины к Болонскому процессу и курсом нового правительства «на сближение академической науки с образованием и промышленностью».
Существующий монополизм Министерства образования и науки Украины тормозит реформирование этой отрасли, вступление Украины в единое образовательное пространство Европы противоречит мировым тенденциям и стандартам, а также Национальной доктрине развития образования, которая, в свою очередь, также нуждается в совершенствовании. Новая концепция высшего образования должна исходить, прежде всего, из развития духовности и творческого потенциала личности. Такое образование называется креативным, формирующим бакалавра или магистра с нравственной ответственностью за свои действия, способного к гармонизации взаимоотношений в системе «человек — природа — общество», с масштабным мышлением на стыке смежных наук, толерантного к инакомыслию, с максимальным раскрытием потенциальных возможностей личности на основе полученных знаний.
Основная цель вузов — множить не только интеллектуальные, но и духовные ресурсы общества. В рамках этой цели вузам Украины должны быть предоставлены не декларируемые, а настоящие академические свободы, основанные на принципе автономности, что включает свободу выбора структуры вуза, свободу креативного преподавания, свободу обучения и исследований. Естественно, любая свобода должна сочетаться с высокой ответственностью.
В связи с этим стоит обратить внимание на возможность использования интеллектуального потенциала Национальной академии наук Украины в высшем образовании путем создания академических вузов. К сожалению, процесс их создания тормозится многими несуразностями устаревшей системы высшего образования. Хотя именно объединение академической науки и образования является главным фактором модернизации высшего образования на принципиально новых основах. Развитие на базе академических институтов системы альтернативного академического высшего образования с использованием потенциала научных кадров высшей квалификации обеспечит фундаментализацию высшего образования, внедрение новейших образовательных технологий и научных идей, действенное включение студентов в научный процесс, развитие творческих способностей, стремление к самообразованию и самосовершенствованию личности. Появится возможность лучшей специализированной подготовки молодых кадров для стареющей Академии наук. Именно в НАН Украины огромное внимание может уделяться научному наставничеству, подключению способных студентов к научной работе. Благодаря научной работе, ускоренно формируется специалист высшего класса. Уровень магистратуры — это фактически научно-исследовательские микролаборатории, состоящие из студентов и возглавляемые учеными-преподавателями. Это эффективный путь формирования научных школ, начиная с университетской скамьи.
Создание академической системы высшего образования — лучший путь к демократизации высшей школы. В новой академической системе легче вводить европейские стандарты, в частности по внедрению зачетных единиц, позволяющих студенту переходить с факультета на факультет, из вуза в вуз, из страны в страну. Это обеспечивается кредитно-модульной системой, перерастающей в трансферно-накопительную систему знаний.
В НАН Украины больше возможностей для организации креативного обучения. В отличие от крупных университетов системы МОН, где знания поставлены на конвейер, университеты альтернативной академической системы должны быть небольшими (не более 1500 студентов), но с большей степенью свободы и более высококачественным образованием. Это будут элитарные вузы, готовящие кадры для большой науки, высших эшелонов власти и наукоемких отраслей.
Элитарное академическое образование должно, в основном, быть платным. Принцип платности побуждает студента и вуз к качественному образованию больше, чем чиновничий контроль в виде аккредитаций. Наиболее одаренные студенты (около 10%) могут учиться бесплатно за счет государства. Престиж НАНУ обеспечит конкурентный отбор лучших студентов. При этом научные институты за счет прибыли от образовательной деятельности получат финансовую и кадровую подпитку научных исследований.
Единичные вузы при НАН Украины уже созданы, в частности Киевский университет права при Институте государства и права, Институт переводчиков при Центре научных исследований и преподавания иностранных языков, Международный институт менеджмента, Институт прикладного системного анализа совместно с НТЦУ КПИ, Институт проблем искусственного интеллекта МОН и НАН Украины, Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, основанный сотрудниками НАН Украины в Одессе в качестве общественного подразделения в структуре Центра гуманитарного образования. Имеются кафедры государственных вузов на базе отдельных институтов НАН Украины. Однако старая, трудно реформируемая система МОН, не дает возможностей полноценно развиваться академическому образованию.
Национальная доктрина развития образования признает принцип автономности учебных заведений, характерный для западных вузов. Автономность, в свою очередь, предполагает значительное сокращение функций и самого чиновничьего аппарата в образовательной сфере. Академическая система в большей степени отвечает этому принципу и лишена многих недостатков, присущих существующей ныне системе высшего образования, в частности — коррумпированности. Использование принципа автономности научно-образовательных комплексов (НОК) НАНУ позволит при минимальных издержках на управление (за счет отчислений вузов) достигать значительно большей эффективности по сравнению с системой, подчиненной МОН.
Главным критерием эффективности работы академического вуза должно стать качество высшего образования. Большинство ученых НАН Украины имеют опыт преподавательской работы в вузах и способны создавать на основе новейших научных достижений высококачественный учебный материал. В силу своей научной квалификации им проще переходить на перспективные технологии образования.
И в завершение — еще один важный момент. Вступление в ВТО автоматически предполагает присоединение Украины к Генеральному соглашению о торговле услугами, в соответствии с которым каждая страна должна открыть свои рынки образования. Причем для украинских вузов следует развивать не столько систему франчайзинга (т.е. создания филиалов зарубежных вузов), сколько систему валидации (без создания нового юридического лица), которая в XXI веке становится преобладающей формой экспорта образовательных услуг. При этом система аттестации и контроля качества образовательных услуг должна быть независимой от органов государственного управления образованием. Эта роль, как предусмотрено Болонским процессом и запланировано в России, должна быть возложена не на чиновников, а на общественные структуры и работодателей.
В XXI веке в состав национального богатства включаются не только природные и материальные ресурсы, но и человеческий капитал — интеллектуальные ресурсы. Главным является интеллект нации и моральные ценности. Чтобы их преумножить, необходима диверсификация высшего образования Украины, повышение конкурентоспособности украинских вузов на иностранных рынках образовательных услуг.