Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как разграничить интересы бизнеса и государства?

7 октября, 2000 - 00:00

В контексте поднятых господином Комовым проблем больше всего просматривается близкая мне политическая плоскость, которая в Украине еще очень нехожена.

Попробую перевести проблемы, поднятые г-н. Комовым, из постановочной в инструментальную плоскость, а точнее, поделюсь приобретенным опытом и своими размышлениями.

Начну с информации председателя ГНА Украины Николая Азарова о том, что абсолютное большинство наших парламентариев, а именно 364 человека, имеют прибыли от коммерческих структур. Возможно, кое-кто считает такое положение вещей положительным явлением, а с моей точки зрения с этим нужно бороться, поскольку при таких обстоятельствах никаких эффективных законов в интересах народа и государства быть не может. Это — коррупция. Кому-то из депутатов ВР принадлежат меткие слова: «Наш бизнес начинается и заканчивается в стенах Верховной Рады». Это свидетельствует о том, что в Украине практически нет независимого от государства бизнеса. И это в полной мере касается и регионов, где бизнес слился с исполнительной властью, и невозможно представить правовых отношений бизнеса и власти. Бизнес в значительной степени занимается бюджетным перераспределением в своих интересах. Такое стремление бизнесменов можно понять, поскольку практически неплатежеспособный рядовой украинец неинтересен как потенциальный покупатель, для иностранного инвестора также, и пример тому — судьба совместного предприятия «АвтоЗАЗ — ДЭУ».

Симптоматично, что украинский бизнес отнял у государства высоколиквидные сегменты рынка, энергетику, пищевую промышленность, сферу банковского обращения. Другие сегменты если и существуют, то, за некоторыми исключениями, в полукоматозном состоянии, и не существовали бы вообще без бюджетной поддержки. Но ведь разве в бюджете мало дырок, хотя бы в том же социальном обеспечении? Вот что значит слияние деловых и чиновнических интересов. Если хотите, это расточительность на фоне нищеты! Размежевать интересы бизнеса и государства, поставить их на правовую основу — это основная стратегическая задача. Вопрос в том, как конкретно это сделать? Кто это должен сделать, и кому невыгодно, чтобы это было сделано? Начну с последнего: невыгодно управленческой бюрократии. Вспомните, мы получили Верховную Раду, которая избиралась всем народом и работает на постоянной основе, в результате перестройки «сверху». Однако такого импульса в свое время не хватало, чтобы и на местном уровне иметь полноценные органы самоуправления. Ранее местные советы были тенью КПСС и утверждали решения партийных органов, а сейчас исполкомам советы вообще не нужны. А кому же тогда они нужны? Они необходимы людям. Депутаты, которые и ныне ведут прием избирателей и занимаются их проблемами, меня поймут — никто, кроме депутатов, не обеспечит эффективное распределение средств на потребности регионов, не проконтролирует использования этих средств, не заставит чиновника заниматься проблемами конкретного избирателя. Пока так делают далеко не все депутаты. В депутатском корпусе на местах также немало коррупции, а также непонимания своего назначения. Многие используют депутатский мандат или для сохранения должности, или для льготного выделения средств своим учреждениям, или для освобождения от налогообложения, или для приобретения собственности.

Согласитесь, что отмеченная деятельность не афишируется в предвыборных программах депутатов и такая деятельность очень далека от разрешения тех проблем, которые поднял Владислав Комов в своем письме. Но, согласен, что это только констатация фактов. Но чуда и не будет. Покупатель всегда прав, избиратель тоже. Если мы выбираем депутатов, которые обманывают людей, значит, недостаточно предложение других — честных. Следовательно, главное — где взять других? Казалось бы, страна уже что только не пережила, в том числе и утечку интеллекта, но на страницах той же газеты «День» печатаются широко образованные интеллигенты, которые уже преодолели определенные психологические барьеры публичности. Может, мое предложение будет дерзким, но почему бы им и многим другим не попробовать стать депутатами местных советов?

Думаю, что редакционному коллективу «Дня» удалось организовать интеллектуальный поиск резервов, в том числе и для того, чтобы достойные все больше брали на себя ответственность. Смотришь, когда-то и увидим результаты!

Валерий МАЙБОРОДА, депутат Черкасского городского совета, Черкассы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ