Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как вырабатывается этический кодекс государственных служащих

Майданом 2004 года украинцы сделали общественный запрос на национальную власть высокой морали
17 февраля, 2012 - 13:45

За годы независимости система государственного управления советского типа не была реформирована. Ей свойственно деукраинизированное и русифицированное состояние, комплекс национальной второсортности, отсутствие навыков суверенного мышления и поведения. Отсутствие государственнического мышления является основной этической проблемой государственного управления. Отсюда морально-психологическая неготовность и неспособность госслужащих «служить» человеку, украинскому обществу.

Без формирования этической основы, которая бы делала главные акценты на преданности Украине, защите национальных государственных интересов, — нельзя ожидать построения эффективного государственного управления.

Украинская этническая нация, которая возрождается и консолидируется, становится основой украинской политической нации. Идет поиск и утверждение ценностных принципов государственного управления. Национальная этическая основа государственной службы в целом или отдельного государственного ведомства в частности постепенно формируется.

Во время научно-практической конференции «Профессиональная этика работника государственной налоговой службы как составляющая этики государственного служащего Украины», состоявшейся в декабре 2005 года в Ирпене на базе Национальной академии государственной налоговой службы Украины, и в которой приняли участие ведущие украинские ученые (научные интересы которых — государственное управление, этика государственных служащих), ее участники рассмотрели и поддержали проект Кодекса профессиональной этики работника государственной налоговой службы Украины, который в 2006 году был утвержден ведомственным приказом Государственной налоговой службы Украины.

Морально-этическими принципами профессиональной деятельности налоговика указанным Кодексом в первую очередь определены следующие:

«Служение Украинскому народу. Работник обязан служить Украинскому народу, демонстрируя этическое поведение, осознавая, что государственная служба предусматривает преданность Украинскому народу, обязательство действовать в интересах государства и отстаивать национальные интересы, утверждая базовые общественные ценности.

Патриотизм. Работник должен уважать государственные символы — Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины, Государственный Гимн Украины, свободно владеть украинским языком. Работник должен иметь духовные и нравственные ценности, сформированные многовековой историей Украинского народа: мудрость, мужество, порядочность.

Справедливость. Работник должен постоянно совершенствовать организацию своей работы на принципах справедливости. Своими поступками, действиями, поведением крепить веру граждан в законность действий и решений органов государственной налоговой службы, способствовать добровольному соблюдению ими требований налогового законодательства».

Безусловно, для развития добропорядочности учреждения и профессиональной этики госслужащих недостаточно лишь разработать, растиражировать, даже официально провозгласить о внедрении правил поведения, кодекса профессиональной этики и так далее. Это лишь первый из необходимых системных шагов. Важно, чтобы этот шаг был взвешенным и сделанным в правильном направлении.

А уже в 2009 году Государственная налоговая администрация совместно с другими ведомствами подготовила и издала тиражом 50 тыс. экземпляров Пособие для проведения профилактически-разъяснительной работы среди работников органов государственной налоговой службы по предупреждению коррупционных действий. В нем представлена уже другая редакция Кодекса профессиональной этики работника государственной налоговой службы, в которой отсутствуют такие принципы, как служение Украинскому народу, патриотизм, справедливость. Отсутствует также перечень прав работника, в редакции 2006 года, в частности, относительно «права на прозрачную и предсказуемую оплату труда».

Заработная плата большинства не только налоговиков, но и в целом украинских государственных служащих состоит из гарантированных низких должностных окладов и негарантированных, которые зависят от воли руководителя, премий и надбавок, что приводит к непоследовательному отношению к сотрудникам, значительной диспропорции в оплате труда, подталкивает морально нечистоплотных управленцев к злоупотреблениям путем манипуляций премиями и надбавками.

Эта проблема не была решена Законом Украины «О государственной службе», который был подписан первым президентом Украины в 1993 году. Указом же следующего президента в 2000-м была утверждена Стратегия реформирования системы государственной службы в Украине, в которой с целью предотвращения проявлений коррупции, других правонарушений предусматривалось усовершенствование системы оплаты труда путем повышения стимулирующей роли должностных окладов. Указом третьего президента Украины в 2006 году была утверждена Концепция развития законодательства о государственной службе в Украине, которая предполагает независимость условий оплаты труда государственных служащих от воли руководителя через определение доминирующей роли должностного оклада в структуре заработной платы (не менее 80 процентов).

В конце 2011 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О государственной службе» (новая редакция). Законопроект был внесен четвертым Президентом Украины и определен им как безотлагательный для внеочередного рассмотрения Верховной Радой Украины. Законопроектом предусматривалось установление новых подходов к оплате труда государственных служащих путем усиления роли должностного оклада в структуре заработной платы государственного служащего. Раздел законопроекта относительно оплаты труда государственных служащих испытал значительные изменения во время прохождения в Раде. Лишь бы не к худшему.

То, что на протяжении 20 лет уже четвертый Президент Украины решает проблему эффективности системы оплаты труда госслужащих, свидетельствует об организованном лоббировании непрозрачной системы оплаты труда.

Очевидно, что в поиске и утверждении этических принципов национальной государственной власти чрезвычайно ценна духовно-просветительская, аналитически-информационная, консолидирующая украинское общество деятельность украинской газеты «День».

Виктор РЯБЧЕНКО, государственный служащий Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ