Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«КАЛЬВАРИЯ» — «ДЕНЬ»«Украинский герой»!

Настоящий герой — наш народ
30 ноября, 2002 - 00:00


Продолжается литературный конкурс «Украинский герой», который «День» проводит совместно с издательством «Кальварія». Его целью является создание символа украинского героя, желательно, опираясь на конкретные примеры из нашей истории и сегодняшнего дня. С условиями конкурса можно ознакомиться в №№131, 148, 161 нашей газеты, а часть работ его участников была опубликована в №№ 162, 171, 182 и 195. Сегодня к конкурсу присоединяются Василий Бабий из Ивано-Франковской области и наш юный читатель — Юрий Мосаев из Запорожья.

Напоминаем, что последний срок приема работ — 31 декабря 2002 года.

Настоящий герой — наш народ

Герой! Что же такого «сладкого и теплого» в этом слове? Слово давнее, которое прошло сквозь огромное поле времени до нашего сегодняшнего дня, но всегда герои существовали как инструменты контроля. Именно используя их осуществляли свою политику различные номенклатуры, начиная с египетских фараонов до демократических пирамид сегодняшнего дня. Герои осуществляли безумные поступки, а люди, глядя на них, строили еще более безумные планы. Парсифаль, Ланселот, Александр Македонский, Валерий Чкалов, Юрий Гагарин, Алексей Стаханов — это только короткий список людей, которые считались героями. В чем же их феномен?

А феномен их в том, что они были личностями, которые шагали своей дорогой, а за ними шли другие. Да, иногда их использовали, как сейчас говорят, в грязных политических технологиях, но во многих случаях им своим примером удавалось выполнять воспитательную и духовную работу. Воспитывали они тех, у кого не было своего собственного мнения. Иногда говорят, что герои духовно обогащают свой народ. По этому поводу можно подискутировать, потому что сплочение вокруг какой-то идеи зачастую вредит формированию молодой личности. Потому что под воздействием небольшой кучки просветителей и героев массы людей отрекаются от своей индивидуальности и выступают проводниками идей ораторов, политиков и владельцев огромных капиталов. Всех, кто хотел бы навязать свою идеологию.

Украинцы на протяжении многих веков не имели государственной независимости, покорялись тому или иному соседнему государству. Поэтому нуждались в героях. Таких, как Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Петр Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, Самийло Кишка, Устим Кармелюк, Лукьян Кобылица, Тарас Шевченко, Иван Франко, Василий Стус, Владимир Ивасюк, Вячеслав Чорновил. Именно они делали свое дело тогда, когда другие прятались. Времена менялись, а герои оставались. Сегодня, когда Украина отметила уже 11-ую годовщину своей независимости, проанализируйте, кто сегодня украинский герой?

Люди, которые часто смотрят телевизор, слушают радио, читают обычную и электронную прессу, украинскими героями назовут Андрея Шевченко, братьев Кличко, Олега Скрипку, Софию Ротару — т.е., представителей музыкально-спортивной тусовки. Интеллигенция назовет поэтов Лину Костенко и Ивана Драча, и, на закуску, мыльным героем Украины является парень- сиротка Володя Коваленко, вышедший из-под пера Юрия Рогозы. Критики замечают: а в чем именно состоит их геройство? Они не боролись за свободу, не отдали жизни за родную страну, не сидели в тюрьмах. В том-то и дело, что во второй пол овине ХХ столетия человечество, с одной стороны, приблизилось к информационной эре, а с точки зрения искусства — дошло до состояния, где героями делают не дела, а промоушен и пиар. Борьба за зрителей и слушателей переместилась из творческих «кабинетов» в область виртуальных студий и политических интриг. После начала глобальных изменений все больше слышно о новых ультраправых идеях. Поэтому и не удивительно, что в Европе появляются герои наподобие Данила Багрова. Можно и нам скопировать своего Грицка-литовчика, но от этого лучше не будет. Уже надоедают истории о новых Роксоланах и леди-феминизм Арбатовой, Марининой или Донцовой. Можно написать о героической борьбе наших братьев и сестер на заработках, хотя их туда принудительно не загоняли, они сами согласились. Смеха ради сделать героем мы можем и какое-то животное — собаку, кошку или удава, но тогда мы уже будем говорить о полной деградации.

Кто же тогда настоящий украинский герой? Я считаю, что героем следует назвать наш народ, который пережил столько бедствий и перетерпел издевательств, что заслуживает быть героем. Героем не только сам по себе, а и среди тех, кто уже признал нашу страну.

Юрий МОСАЕВ Запорожье

Подвиг матери

В этом подгорном селе ее знает каждый. Нет, она не знаменитая звеньевая (куда теперь девалась их бывшая знаменитость). Даже не сельский председатель, которого выбрали в ходе избирательных симпатий. Не учительница, «поседевшая в партизанскую ночь» и потерявшая зрение, проверяя тетради. Не изводите себя напрасными вопросами: кто эта женщина?

Она — мать.

Вот это да! Подумает каждый. Разве это чудо?

Да, но она мать двоих детей.

Подумаешь, — мелькнет мысль у кого-то, кто вспомнит, что в соседнем селе живет настоящая героиня — мать пятнадцати детей! Вот бремя! Вот материнское счастье!

Правильно, все правильно, но Параска (ее так зовут)... не ходит. Она — инвалид с детства. Малышкой родители брали ее с собой в поле и оставляли на холодной земле.

Студеная земля — не мать родная: не грела, а забирала детское тепло, а вместо этого подарила болезнь. С тех пор Параска не ходит — передвигается на коленях, помогая себе руками. Могла до конца дней быть одинокой калекой. Куда ей заводить семью. Тут здоровых замуж не берут. Но каждая женщина, если здорова, способна иметь детей.

Параска была способна. Сколько здоровых одиноких, не имея мужа, так и жизнь проживают, не зная что делать со своей печалью и одиночеством в старости, с мыслью, которая не покидает уже никогда: «Почему я такая глупая была, не завела себе дитя?» Позднее уже и раскаяние, как сплошная мука неприкаянного бытия.

Параска смотрела в свое будущее иначе — она не желала себе одиночества. Хотела чувствовать радость материнства. Несмотря на пересуды, несмотря на непонимание и изумление людей — родила дочь. У кого есть живое и богатое воображение, пусть увидит неспособную нормально передвигаться женщину беременной.

А теперь представьте себе еще и во второй раз. Параска хотела, чтобы у ее дочери была еще одна родная душа и родила для нее сестренку. Сама. Без мужа. С двумя детьми. Без работы. Без денег. Если не считать социальную помощь и помощь соседей. Сколько вы знаете красивых, здоровых женщин, которые всю жизнь дрожат над одним ребенком, потому что второй уже будет в тягость: одевать, кормить, учить.

Спросите у Параски, как она справлялась с двумя дочерьми лишь одними руками, потому что ноги не помогали. Как ездила в автобусах в райцентр, наблюдая жизнь с колен, изо всех сил тянувшись к ней и давая ее детям. Теперь Марийка и Наталья выросли, и мама их не одинока. И никогда не будет, потому что уже и внуки есть. Род Заруб по женской линии не прервется. А Параска никогда (я не видел) не грустит — лицо у нее улыбчивое.

А дети воспитаны. Без отца. У Параски своя народная педагогика — добрым словом. Дети ее познали нелегкую жизнь и знают ей цену. Самая высокая цена — их мама, которая осмелилась жить полнокровной жизнью. Не жизнь — сплошной, будничний героизм матери.

Василий БАБИЙ, Ивано-Франковская обл.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ