Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каразинская каплица

Сегодня последнее место покоя философа, ученого имеет вид совсем не такой, как запроектировал архитектор...
30 августа, 2018 - 14:52
ЧЕРТЕЖ, ВЫПОЛНЕННЫЙ АРХИТЕКТОРОМ Л. П. ОРЛОВЫМ В 1891 ГОДУ

ПРЕДЫСТОРИЯ

В 1868 году в Харькове отмечали необычное событие. Завершилось строительство Каплицы над могилой Василия Назаровича Каразина, основателя Харьковского университета.

Он умер в 1842 году в доме своего любимого сына Филадельфа Васильевича Каразина (1810—1878) в Николаеве. Поэтому Василия Назаровича и похоронили в этом городе на кладбище, которое находится на улице Степной. Каплицу же над могилой Каразина построили только через 26 лет после его смерти. В ее строительстве принимала участие семья Каразиных и Харьковский университет — это очень символично, потому что Харьковский университет Василий Назарович действительно воспринимал как семью. Он очень любил его и гордился им. Этим университетом гордятся и до сих пор все потомки Каразина. Сегодня меня очень впечатляет, что тогда, в 1868 году, столько людей объединилось для чествования памяти Василия Назаровича. Это показало отношение граждан Харькова к Каразину и признанию его заслуг перед Харьковским университетом. Ректором университета тогда был верующий и высокодуховный человек, который родился в семье священника. Кочетов Владимир Якимович (1818—1893) возглавлял университет в 1862—1872 годах. В 1868-м Владимир Якимович имел степень заслуженного профессора Харьковского университета. Светлая Ему память и благодарность!

АРХИТЕКТУРА

Неизвестно, кто выполнил проект Каплицы. Возможно, это был архитектор Л. П. Орлов, потому что сохранился чертеж, выполненный именно им и датированный 1891 годом. На поле данного документа есть еще одна подпись. Куратор Николаевского кладбища, которое находится на улице Степной, Бартенев, подтвердил соответствие чертежа оригинала. Взглянем на этот документ истории. Чертеж выполнен профессионально и с любовью. Здесь зафиксировано немало информации: фронтальное изображение Каплицы и ее план, две масштабных линейки на чертеже (цифры поданы в аршинах) дают нам возможность иметь размеры Каплицы в 1891 году. Они совпадают с современными. Рассматривая изображение, видим, что Каплица была гармоничная, стильная, сдержанная и лаконичная. Последнее место покоя философа, ученого... Вот как описывает сооружение искусствовед Наталья Бахмет: «Лаконичная и строгая форма каплицы в класицистическом стиле создает ощущение изысканности и простоты древних храмов. Она была как земное воплощение Духа Каразина — простая, гармоничная и величавая». На чертеже хорошо виден архитектурный декор сооружения: с обеих сторон входных ворот пара канелюрированных пилястров (плоских полуколонн, украшенных вертикальными бороздками) и увенчанных капителями. Внешние части Каплицы выделены рустованными лопатками (они образуют плоские колонны на боковых ребрах здания), которые заканчиваются тумбочками на крыше. Тумбочки украшены нишами и объединены между собой металлическим ажурным парапетом. Они продлевают вертикальные линии краеугольных колонн-лопаток и делают сооружение легким и утонченным. Завершает сооружение полусферический ребристый купол, увенчанный крестом. Пропорции купола, ажурного парапета и всего сооружения подобраны так, что создается ощущение легкости, будто бы купол, прикрепленный к ажурному парапету, возносится к небу, поднимая всю Каплицу за собой.

Архитектор Л. П. Орлов зафиксировал на плане чертежа также захоронение членов семьи Каразиных (всего там четыре захоронения). Кроме Василия Назаровича, там покоятся: жена его сына Филадельфа Евгения (в девичестве Цац), ее маленькая дочка и его внук Филадельф Филадельфович Каразин (?—1868). На сегодняшний день неизвестно, кто где похоронен, в Каплице сохранились всего два безымянных надгробия. На чертеже Л. П. Орлова видно также и памятник над могилой Василия Назаровича. Его мы видим через веерообразные металлические решетки, которые закрывают вход к Каплице. Памятник является стелой, укрепленной на трехъярусном постаменте, она увенчана чашей захоронения с крестом на ней. Стела была когда-то мраморной, из какого материала она сегодня — сказать не могу. На потолке вычеканена эпитафия на Василия Назаровича. До 1975 года текст был вычеканен в старинном русском правописании, что зафиксировано на фотографиях в охранном паспорте на «могилу-склеп Василия Назаровича Каразина», разработанном в 1975 году. Вот слова эпитафии, подаю в современной русской орфографии:

«Виновник учреждения в России Министерства Народного Просвещения. Основатель Харьковского университета. Учредитель и Правитель дел Филотехнического общества, Высочайше утвержденного в 1811 году, помещик, поставивший первым крепостных людей на степень существ свободных (каковыми 40 лет спустя хотел их сделать Русский Царь указом 1842 года Апреля 2 дня), водворитель цветущей торговли и благосостояния Граждан в городе Харькове, естествоиспытатель, подавший первый мысль о возможности сделать из Метеорологии науку точную, полезную для людей, почетный член двух университетов, Московского и Харьковского, член разных ученых обществ, русских и иностранных, Статский Советник и Кавалер».

ЧЕРТЕЖ, ВЫПОЛНЕННЫЙ АРХИТЕКТОРОМ Л. П. ОРЛОВЫМ В 1891 ГОДУ

Я описала могилу Василия Назаровича в моей книге «Каразінська каплиця. Історія, фотографії, документи», которая вышла в свет в 2009 году (кто захочет — может ознакомиться с ней в Интернете). Здесь же я хочу рассказать о человеке, которого я люблю и которым горжусь, — об авторе эпитафии. Потому что его слова — произведение чрезвычайной красоты, силы, лаконичное и совершенное. Возможно, это их энергетика бережет Каплицу до сих пор. Они похожи на формулу изобретения по своей лаконичности и простоте, а кроме того, они остроумные и сильные. Несомненно, автор был человеком одаренным, образованным, талантливым. А к тому же смелым и решительным, азартным и упрямым. Потому что, скажите мне, кто во всем мире мог сказать и вычеканить слова «Русский Царь хотел»? Ведь несовершенную форму глагола по отношению к царю, и, в сущности, осуждению самодержца, мог позволить себе только очень смелый человек. Так сделать мог только Филадельф Васильевич, сын Василия Назаровича, его биограф и историк. Так мог бы написать и мой отец, Олег Геращенко (1925—1991), двоюродный правнук Филадельфа, он тоже любил точные формулировки, а также умел, любил и не боялся рисковать. Чувствую нашу семейную азартность. Филадельф Васильевич Каразин был хорошо знаком с императорскими указами и событиями в России, потому что служил с 1836 по 1853 гг. в штабе Черноморского флота на должности чиновника из особенных поручений и заведующим производной канцелярии при адмирале М.П. Нахимови. Я встречала в биографических текстах Филадельфа похожие высказывания и теперь не сомневаюсь в его авторстве.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Как правильно называть сооружение над могилой Василия Назаровича? В советское время Каплицу назвали «могилой-склепом». Так она и фигурирует в документах на нее сегодня. Мне это название не нравится, потому что оно какое-то бездушное и не отображает подобие сооружения к церкви. А вот николаевцы называют его «часовней», или «каплицей». И мне кажется, что так правильнее. Известный авторитет в каразиноведении В. М. Тихий тоже называет сооружение «Каплица» и так описывает внутренний ее вид: «...в северо-восточном углу каплицы стоял столик и на нем две старые иконы с лампадкой». Словарь «Христианство» дает такое объяснение: «Часовня — малая церковь без алтаря, ставилась над входом в склепы и служила надгробным памятником». Такая формулировка полностью подходит к Каразинской каплице в Николаеве.

Она имеет статус национального памятника истории и культуры Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2009 года № 928 «О занесении объектов культурного наследия национального значения в Государственный реестр неподвижных достопримечательностей Украины» могиле-склепу В.Н.Каразина дан № 140007-Н.

В нынешнем 2018 году Каплице исполняется 150 лет. Какая судьба постигла ее за это время? Она необычная, не растрогает разве что зачерствевшее сердце чиновника. В 1977 году ее три дня подряд подрывали, 21, 22 и 23 марта. Сегодня Каплица имеет вид совсем не такой, как запроектировал архитектор. После того как в ней сделали ремонт в 2002 и в 2008 годах, крыша уже не имеет вида полушария, она похожа на простой перевернутый голубой тазик, исчез с нее почти весь архитектурный декор. А тот, который остался, искажен. Эпитафия на потолке внутри Каплицы сегодня написана почему-то на современном русском языке, из нее исчезли последние слова: «Статский Советник и Кавалер». Советской власти эти слова были непонятными и лишними. В последнее время с букв эпитафии облетела краска, поэтому она не читается. Такой современный вид Каразинской каплицы унижает достоинство не только семьи, но и многих посетителей. Экскурсоводы, которые водят экскурсии по старинному Николаевскому некрополю, не показывают это сооружение, потому что им стыдно за Каразина.

Сегодня, как и 150 лет тому назад, семья Каразиных заботится о месте последнего покоя Каразина, стремится придать ему первоначальный вид. Задание непростое. Но почетное и благородное.

Лариса ДЕШКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ