Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Казацкие забавы,

или Смерть в колодце
9 сентября, 2010 - 19:20
ОБ ОДНОМ, О ДВОИХ — ОБО ВСЕХ (ЧЕТА ЛЕПЬЯВКО В СОБСТВЕННОМ САДУ ПЕРЕД ГОЛОДОМОРОМ-ГЕНОЦИДОМ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Это реальное событие произошло в начале 20-х годов ХХ века, как раз «на заре советской власти», на Черниговщине в с. Синявка. Мой дед Павел, с деда-прадеда казацкого рода, любил лошадей и конные соревнования-гонки, как в селе называли это зрелище; сам их устраивал для знакомых и друзей, которых у него было много среди казаков по всей Черниговской области, а на свой день рождения устраивал праздник — скачки (звал своих друзей с лошадьми погостить у него).

Моя мама впервые увидела эти казацкие гулянки после свадьбы с отцом, когда отец привез ее в Синявку. Вот тогда она впервые увидела казаков и их обычаи. Поразило ее большое самоуважение, уверенность во всем — может, потому, что были они значительно богаче крестьян, более трудолюбивые и развитые, а крестьяне маминого села — более спокойные, вежливые, кроткие. Дед Павел по случаю женитьбы своего сына устроил такой праздник, что мама и удивлялась, и сокрушалась необыкновенными обстоятельствами. Во второй раз ей пришлось еще одно казацкое посещение пережить через год, когда родился у мамы мальчик Миколка. Дед Павел решил отметить его рождение праздником с теми же друзьями (и конями!), так как скачки в праздники обязательны. Приехали званые гости из разных районов Черниговщины — 10 человек, и все с конями! Весь большой двор и сад заполонили. А шум, а гам, а песни везде! Красивыми голосами пели и даже пускались в пляс. Через два дня устроили скачки на выгоне между Синявкой и с. Городищем. За Синявкой был наш большой огород, а возле огорода выгон и колодец, большой и глубокий. Этот колодец все крестьяне из разных сел очень берегли, так как он нужен был проезжим, да и вода была очень вкусная. Так на том выгоне дед Павел и устроил скачки. Награда победителю была 10 рублей золотом. Собралось очень много зрителей: отец даже заметил в толпе милиционеров. После скачек — снова застолье, снова шум, песни, танцы. Мама уже так устала, что не смогла выйти обслуживать гостей и пошла к ребенку. Дальше, средь ночи, услышала крики и что-то необычное. Глянула в окно и увидела во дворе множество людей, милиционеров и подводу. Одному казаку скрутили веревкой руки и повели; еще увидела, как казак хотел перелезть через ворота, а его стянули с ворот и тоже повели куда-то. Коней не было видно, и что-то такое страшное творилось во дворе, что мама едва не упала в обморок. Утром узнала, что казаков милиционеры забрали ночью — а за что? Двое мужчин убежали, мальчика отпустили, а у других были связаны руки, и люди ночью видели, как их вывели за Синявку к выгону; ехала подвода с милиционерами и остановилась возле колодца. Что они делали там до самого утра, люди не могли рассмотреть, а может, боялись сказать, что увидели. Дед Павел очень волновался за своих друзей. Ходил и в милицейскую контору, и в каталажку, думал, что они там, — казаков нигде не было, посылал гонца в Конотоп, думал что конотопские уже дома, но и дома их не было. Ездил в Березну в милицию расспросить, куда делись люди и кони. Комиссар милиции открыто сказал деду: «Вас, казаков, надо уничтожать всех до одного, так как вы — черное пятно на лице советской власти, дескать, от казаков пользы никакой, вы все до одного враги нашей власти; думаете, что мы не знаем, зачем вы устраиваете себе праздники и сборища? Вы готовите почву для борьбы с советами, а нам это не нужно, и при первой возможности мы вас уничтожим как враждебный класс, — хорошую жизнь вы выстроили для себя: живут, как господа, устраивают разные скачки и награждают сами себя золотом. Так что едь домой и остерегайся, чтобы и тебе такого не было, как твоим друзьям». Дед Павел понял, что комиссар знает, куда делись казаки и что здесь дело нечистое. Поехал домой. Не мог успокоиться: мало того, что и его кони пропали, так еще и корова исчезла, а родственники казаков приезжают и спрашивают, куда делись наши родные? Они думают, что я знаю, но ведь я тоже ничего не знаю. Прошло пять лет. Сын одного из тех исчезнувших казаков, уже 20-летний парень, нанял юриста, и они вдвоем начали расследование. Сначала юрист за большие деньги охотно взялся за это дело, и когда погрузился полностью, понял, что лучше не будить зверя в милиции. И парень сам стал расследовать. О чем же узнал сын исчезнувшего казака? Какая-то женщина, жившая неподалеку от того выгона, где был колодец и где проходили скачки, той ночью видела группу людей и подводу у колодца, и то, что люди долго там находились до самого утра. А когда утром женщина с коромыслом и ведрами пошла за водой, то очень удивилась и перепугалась — колодец был забросан доверху землей, обломками кустов и веток. Крестьяне сначала думали, что это сделал кто-то из их врагов назло им. Но оказалось, что здесь совсем другое дело. Сын исчезнувшего казака (не без подсказки юриста) нанял двух крестьян, которые очистили колодец от земли, камней и веток до самого низа и багром вытянули что-то страшное, непонятное. Комиссия из Чернигова, которую он вызвал, признала извлеченное из колодца трупами людей. По часам с цепочкой в кармане штанов сын узнал, что это его отец, а другого не смогли опознать. А сельская власть и милиция были ужасно разгневаны и обязали парня похоронить утопленников вне кладбища и вычистить колодец, чтобы люди могли им пользоваться.

В милиции парню и двум крестьянам, которые помогали ему, приказали молчать и не распространять разные сплетни. А что касается мертвецов в колодце, то это, дескать, пьяные казаки толкнули своих друзей в колодец. Другой версии и быть не может, если хотите спокойно жить. Итак, подписали они заявление, что согласны с версией следователей, так как очень боялись за свою жизнь. А крестьяне боялись ходить возле того страшного колодца, а через год и совсем его разрушили: засыпали землей, а место, где был колодец, разровняли и поставили крест. Глава сельсовета, увидев все это «безобразие», собственными руками извлек из земли крест, на глазах у крестьян, которые смотрели на него с большой скорбью. Так закончилась история с этим колодцем. И следа не осталось. Занесло ветром!

Через 10 лет случилось беда еще страшнее — тогда уже не девять человек было убито, а девять миллионов заморено голодом. Но и теперь находятся те, кто не признает уничтожения голодом миллионов людей. Ясно, что коммунисты Голодомора не видели и геноцида не чувствовали, так как они сами его творили. А, скажите, какая польза в Верховной Раде от коммунистов? Только та, что добавляют регионалам голосов при решении какого-либо дела, да идут против народа. За 20 лет что они для людей сделали? Да ничего. Только отвлекли от НАТО и ЕС вместе со своими близкими соратниками.

Еще в 2004 г. я читала брошюру о Януковиче. Автор (забыла его фамилию) прославлял его — какой Янукович был достойный и мудрый в молодости и как он голодал в 60-е годы, и как это было страшно (об этом рассказывал Янукович автору). А я задумалась... В 60-е годы голода не было — был хлеб, картошка и другое, а это уже не голод. Янукович не видел действительно страшного Голодомора-геноцида 1932—1933 гг. и 1946—1947 гг., поэтому ему кажется, что и он голодал. На самом деле он никогда не голодал, а потому и выступает перед всем миром, что в Украине в 30-е годы было то, что и в других районах СССР. Да, в других республиках был тоже голод от неурожая, а в Украине и урожай был, да заморила власть много миллионов людей. Людей грабили, отбирали все — и съедобное, и одежду; вывозили за пределы Украины целые обозы подвод с зерном и одеждой в 1932 г. в голодающее Поволжье. Значит, одних грабили, а другим помогали. И это не Голодомор? А когда люди в 1933 г. от отчаяния и горя хотели границу с Россией перейти, чтобы спастись от голода в Украине, то власть объявила закон — «ни одного человека из Украины не пропускать через границу в Россию».

Наша Черниговская область граничит с Россией, и я это хорошо помню — мы с мамой тоже хотели пойти спасаться в Россию, так люди, которые уже туда ходили, рассказывали, что на границе стоят солдаты с оружием и не пускают в Россию — бьют палками и прикладами. Вот тебе и власть для народа! Никакой помощи украинцам не было, а наоборот — все делалось для того, чтобы в Украине было все хуже и хуже. Так почему сегодня нами избранный Президент так унижает народ и саму страну перед всем миром? Ведь в 1932 — 1933-х гг. был действительно геноцид в Украине! По моему мнению, Президенту надо думать не о других странах, а о том, как свою страну вывести на счастливую дорогу. Тогда люди будут его уважать.

Тамара ОРЛОВА, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ