Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кем гордимся, братья?

17 февраля, 2001 - 00:00

Феофан Прокопович, Артемий Ведель, Леонтий Боровиковский, Максимилиан Волошин, Кирилл Розумовский — этих и еще шестерых деятелей культуры, которые являются гордостью России, вспоминает в своей статье «Украинский «певец во стане русских воинов» Сергей Махун («День» от 5.01 этого года) . Их объединяет и еще одно обстоятельство — все они (как этнические украинцы, так и люди других национальностей) являются выходцами из Украины. Но перечисленные личности — только малая часть тех, кого в связи с этим можно вспоминать и вспоминать. Если же прибавить к ним имена выдающихся ученых, конструкторов, военных и других деятелей украинского происхождения, также ставших выдающимися деятелями России, то не трудно представить себе, какой вклад в развитие этого государства сделали наши земляки.

Авторы статей, подобных той, о которой идет речь, просто-таки любуются своими героями, восторгаются всеми их достоинствами — талантом, а порой и гением, неистовым трудолюбием, преданностью делу и тому подобным, наконец, побуждают нас ими гордиться. Но стоит ли нам, украинцам, относиться к этим деятелям так однозначно?.. Прежде чем получить ответ на этот вопрос, попробуем ответить на два других: на кого они работали и каковы последствия их деятельности?

Сам С. Махун начинает свою статью с того, что «Феофан Прокопович, выдающийся государственный и религиозный деятель России времен Петра I... был рьяным поборником идеи о богоизбранности русского царя и теории «Москва — Третий Рим»... А разве не той же идеологии придерживался и главный герой статьи композитор Дмитрий Бортнянский — автор партитуры песни для солиста, хора и оркестра «Певец во стане русских воинов» на слова верноподданного поэта Василия Жуковского?

Было среди них немало и тех, кто, любуясь красотой нашей земли, на дух не переносили всего украинского: «Весной зацветали белым цветом сады, одевался в зелень Царский сад, солнце ломилось во все окна, зажигало в них пожары. А Днепр! А закаты! А Выдубецкий монастырь на склонах...», — писал в 1923 году в московской газете «Накануне» о Киеве ярый украинофоб Михаил Булгаков.

Встречались и странные симбиозы: Николай Гоголь, как известно, до самозабвения любил и Украину, и империю. Не помню, в труде какого русского литературоведа я натолкнулся на приблизительно следующее: «Когда читаешь «Вечера на хуторе близ Диканьки», то не покидает ощущение, что это не оригинальное произведение, а блестящий перевод выдающегося переводчика. Настолько осязаемо передано в нем душа и дух другого народа». Следовательно, Гоголь блестяще владел украинским языком, но писал на русском...

Безусловно, подавляющее большинство тех, кто переселялся из колонии в метрополию, не имело идеологических антиукраинских установок, а ехало туда «на ловлю счастья и чинов». Но несмотря на это, они верно служили «батюшке-царю» и «матушке-России». Служили во все времена — и тогда, когда Петр I разрушал Батурин и на костях украинцев строил столицу; и тогда, когда Екатерина уничтожала Запорожскую Сеч: раздавала наши земли своим фаворитам, а украинских крестьян делала их крепостными; и когда русские самодержцы издавали указы, по которым подвергался дискриминации и ущемлениям украинский язык; и когда киевские студенты и ученики пытались под Крутами остановить захватническую, кровавого цвета ленинскую армию; и когда «отец всех народов» устраивал голодоморы, истреблял или гнал в Сибирь лучших хозяев и цвет украинской интеллигенции... И никто из них каким-либо образом не выразил своего протеста против этих преступлений! Они ОТКАЗЫВАЛИСЬ и НЕ ЖЕЛАЛИ этого видеть и это понимать! И при этом работали и работали на укрепление могущества империи, на то, чтобы метрополия крепко держала в железных тисках свои колонии, в том числе и ту, из которой вышли они сами.

С. Махун указывает: «В России сложилась стойкая тенденция — считать русскими тех деятелей украинского (и не только) происхождения, которые проявили свой талант... в Санкт-Петербурге, Москве, других русских городах. Но от этого они... не перестанут быть людьми, тесно связанными с Украиной не только кровными, но и духовными узами». Что кровными, то от этого, к превеликому сожалению, деться никуда. А вот что касается духовных — то, господин Махун, извините... Это им в лицо бросал Шевченко свое непримиримое: «раби, підніжки, грязь Москви...»

А теперь представьте себе, какой была бы Украина, какое место занимала бы в мире, если бы подавляющее большинство этих деятелей служило своему народу... таких и сейчас «там» видимо-невидимо. Вот только вспомнить фамилию даже одного современного украинского писателя никак не могут (как, например, не смог этого сделать Михаил Жванецкий в премьерном выпуске программы канала СТБ «Ночная драматургия»). Поэтому и «маємо те, що маємо»: любой элементарно грамотный человек знает, что существует огромное государство — Россия, которая имеет одну из наиболее развитых культур мира; что она дала миру немало выдающихся ученых и других специалистов (а какого они происхождения, рядовому человеку любой страны абсолютно безразлично). А кем в этом отношении являемся на сегодняшний день мы?

Читая статьи, подобные «Певцу во стане русских воинов», наши талантливые специалисты (молодые и не очень) рассуждают: оказывается, нет ничего предательского в том, чтобы «отсюда чкурнуть». Вместо того, чтобы заставить власть навести порядок в стране. Я же прихожу к очень пессимистическому выводу: то, что мы, украинцы, умеем делать лучше всего, — это прислуживать другим. Неужели же, имея такой огромный интеллектуальный потенциал, мы никогда не поможем себе, пожизненно будем оставаться чьим-то обслуживающим персоналом?

Юрий СТАДНИЧЕНКО, пенсионер, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ