Меня, безногого инвалида, волею судьбы оказавшегося за тысячи километров от дома в чужой стране среди чужих людей, ограбили, оскорбили и унизили «родные» пенсионные чиновники. С апреля мне просто перестали выплачивать пенсию, которую я, инвалид-ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС, получал вот уже более 14 лет. Мотивировка — проживание вне пределов Украины.
На многочисленные звонки в самые различные пенсионные учреждения самоуверенные дамочки давали ничего не значащие ответы и отфутболивали к следующей инстанции. Их, этих инстанций, оказалось великое множество, а некомпетентность, лживость и нежелание чиновников вообще что-то решать просто не укладываются в какие-либо рамки разумного. Наконец, написал письмо начальнику Главного управления Киевского пенсионного фонда пани Вернигоре, в котором слезно просил войти в положение и, поскольку я еще живой, возобновить выплату моей законной пенсии на расчетный счет в одном из районных отделений Сбербанка в Киеве.
Соответствующее разрешение было дано сроком на три года, а когда они пролетели, продлено еще на год. Но на том терпение пани начальницы исчерпалось. Пациент никак не хотел умирать, и к нему были приняты самые решительные меры — с апреля этого года пенсию прекратили начислять, опять-таки, без уведомления потерпевшего.
Следующее мое послание ушло самому большому в Украине пенсионному начальнику — шефу Украинского республиканского Пенсионного фонда пану Зайчуку Борису Александровичу. Оно поступило туда 28 апреля, и сам босс письма, естественно, не читал — не царское это дело, — но помощники его по старой доброй традиции отправили «телегу» на рассмотрение своему брату-чиновнику, на которого, собственно, и поступила жалоба, уже знакомой нам Надежде Федоровне Вернигоре.
О дате поступления письма в республиканский фонд упомянул не случайно. Ответ краткий, точный и понятный пришел почти «незамедлительно». В нем меня информировали, кому документ отправлен на рассмотрение и что о результатах расследования уважаемая Надежда Федоровна должна сообщить до 23 мая текущего года. И подпись: начальник отдела по работе с обращениями граждан С. Тхай. Удивление вызвала одна маленькая деталь: письмо зарегистрировано как исходящее 3 мая, а в почтовом штемпеле на конверте проставлено 24 мая. Получил его, естественно, уже в начале июня. Похоже, подставляют нерадивые работнички своего босса и в хвост и в гриву, а гражданам, обратившимся к ним, попросту лгут.
Спустя всего полтора месяца пришел долгожданный ответ из городской пенсионной управы, подписанный самой пани Вернигорой. Похоже, что и там та же история. Готовили ответ, как водится, заместители с референтами, а начальство «подмахнуло» не глядя, не вникая в суть и не задумываясь, что подписывает. Хорошо, если не расстрельную статью. Иначе чем объяснить лукавство и некомпетентность данного документа, датированного, опять-таки, 23 мая сего года, хотя на почтовом штемпеле четко читается 8 июня.
Ссылаясь на пункт первый статьи 47 и на пункты 1, 2 статьи 49 Закона Украины «Про обов’язкове загальне державне пенсійне страхування», мне, неразумному, поясняют, что пенсия моя может выплачиваться только по месту жительства после предоставления соответствующего документа о регистрации «в межах України». В противном случае «виплата пенсії за рішенням територіальних органів Пенсійного фонду або за рішенням суду припиняється на весь час проживання пенсіонера за кордоном, якщо інше не передбачено міжнародним договором України, згода на обов’язковість якого надана Верховною Радою України».
Спасибо, что хоть территориальных органов, а то ведь могли возложить эту функцию на участкового милиционера или управдома. Не упомянули, правда, что в статье 47 того же закона есть, кроме пункта первого, еще и второй. В нем сказано буквально следующее: «Пенсія може виплачуватися за довіреністю, порядок оформлення й строк дії якої визначаються законом. Виплата пенсії за довіреністю здійснюється протягом усього періоду дії довіреності за умови поновлення пенсіонером заяви про виплату пенсії за довіреністю через кожний рік дії такої довіреності». И ни слова о каких- то территориальных ограничениях. Но ведь именно по доверенности, легализованной в одном из консульских учреждений Украины, получает ее вот уже много лет мой доверенный человек в Киеве. Кому этот процесс мог помешать?
Попытавшись подробнее ознакомиться с пенсионным законодательством в Украине, пришел в ужас. Всевозможных законов, постановлений, инструкций и всего прочего столько, что без юриста, практикующего сугубо в данной сфере, разобраться невозможно. Если нормального человека при попытке взобраться на этот правовой «монблан» неминуемо ждет встреча с врачом-психиатром, то чиновник чувствует себя тут как рыба в воде и без особого труда находит нужную ему нормативную зацепку.
Это естественно. Депутаты, законы принимающие, не могут быть узкими специалистами в сфере пенсионного страхования. Соответствующие проекты для них готовят те же чиновники. И тогда я обратился к самому Главному Закону страны — Конституции — и открыл для себя очень простые и очень важные истины. «Людина, її життя і здоров’я, честь і гідність, недоторканність і безпека визнаються в Україні найвищою соціальною цінністю. Права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов’язком держави», — говорит статья 3 Конституции Украины. Да это же напрямую подтверждает мое право на заслуженную пенсию, право получать ее регулярно там, где это удобно мне, а не чиновнику. Но пойдем дальше, статья 24: «Громадяни мають рівні конституційні права і свободи та є рівними перед законом. Не може бути привілеїв чи обмежень за ознаками раси, кольору шкіри, політичних, релігійних та інших переконань, статі, етнічного та соціального походження, майнового стану, місця проживання, за мовними або іншими ознаками». И опять не в бровь, а в глаз. Не имеют права чиновники мытарить беспомощного инвалида за то, что живет он не там, где им бы хотелось. Статья 46 — это вообще целый правовой континент: «Громадяни мають право на соціальний захист, що включає право на забезпечення їх у разі повної, часткової або тимчасової втрати працездатності, втрати годувальника, безробіття з незалежних від них обставин, а також у старості та в інших випадках, передбачених законом. Це право гарантується загальнообов’язковим державним соціальним страхуванням за рахунок страхових внесків громадян, підприємств, установ і організацій, а також бюджетних та інших джерел соціального забезпечення; створенням мережі державних, комунальних, приватних закладів для догляду за непрацездатними. Пенсії, інші види соціальних виплат та допомоги, що є основним джерелом існування, мають забезпечувати рівень життя, не нижчий від прожиткового мінімуму, встановленого законом». Оказывается, законное право на пенсию, независимо от места проживания, имею не только я, инвалид, ушибленный «мирным» атомом, но даже обворованные властью старики, выехавшие на жительство в Германию и потому пенсий лишенные.
Того же мнения придерживается и Верховный Суд Украины: «Судебные решения должны основываться на Конституции, а также на действующем законодательстве, которое не противоречит ей» (п.2. Постановления пленума Верховного Суда Украины от 01.11.1996 год. «Об использовании Конституции Украины при отправлении правосудия»).
Но вернемся к нашим баранам (простите, это я не о вас, господа чиновники, все о своем, наболевшем). Проблема моя, в сущности, очень проста. То, что пенсия моя законна и подлежит выплате, никто не оспаривает. Вопрос в том, как и где выплачивать ее, какие сведения от меня затребовать. Но именно этим и должны заниматься чиновники, за что-то же им зарплату платят.
Пани Вернигора в последних строках своего письма советует обратиться в Управление международных пенсий при республиканском Пенсионном фонде, предоставить необходимые документы, мол, это их работа пенсии за границу переводить. Но ведь точно такой же ответ из городского управления должен был поступить и в республиканский Пенсионный фонд. И коль скоро пенсию решили непременно пересылать в Германию, то мне должны были выслать формуляр анкеты установленной формы, в который вписываются все реквизиты получателя; объяснить, какие нужны подтверждения с заверениями и от кого. Именно такой порядок перевода пенсий за рубеж предусмотрен в пространной инструкции, подписанной паном Зайчуком.
Ничего подобного не дождался и вряд ли дождусь. Впереди долгая многомесячная переписка с чиновниками и, по всей вероятности, судебный процесс. Кто оплатит его в случае моей победы? Нерадивые чиновники пенсионного ведомства? Каждый гражданин Украины на протяжении всей своей трудовой жизни делает страховые отчисления, которые аккумулируются Пенсионным фондом. Это фактически личные сбережения, отложенные на старость или на случай болезни. Для подавляющего числа пенсионеров эти деньги являются единственным источником существования. Где бы они ни находились. Посягнуть на эти деньги — все равно что украсть последний медяк из кружки нищего. Но чиновники сраму не имеют.