Одной из главных причин наступления на украинский язык является стремление определенных кругов не допустить осознания широкими массами украинского народа такого важного государственно- созидательного понятия, как главная или коренная нация государства. Именно она дает название государству, именно она является в ней большинством, именно она является первым, главным и единственным в этом государстве претендентом на право формирования государственно-созидательной национальной элиты (условного «дворянства»), призвание и назначение которой — руководство и управление государством. В бывшем СССР такое политологическое понятие не просто отсутствовало, но и, мягко говоря, было нежелательным. А в той же благополучной Америке есть даже целое понятие «WАSР», означающее белый, англосакс, протестант. Это однако не закрывает доступ к их элите другим представителям большой «нации» эмигрантов. Я сознательно взял в кавычки слово «нация» в отношении американцев, которые, кстати, это слово очень любят и широко употребляют, например, NАSА — национальная академия наук, или NВА — национальная баскетбольная лига, в которой представителей WАSР значительное меньшинство. Американская нация, с ее белыми, черными, желтыми и краснокожими представителями — понятие условное, украинская нация — понятие этническое, а поэтому конкретное.
Кроме всего, у представителей главной или коренной нации есть одна привилегия, о которой в странах-империях или странах-федерациях очень не любят говорить. Этой привилегией является право представителя главной, коренной, нации не знать никакого другого языка, кроме своего родного. Кстати, это право не рядового земледельца, которое для него и не обязательно, а опять-таки право элиты.
Этим правом в государстве МОЖЕТ пользоваться, но, как правило, не пользуется, довольно небольшой круг лиц, среди которых ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть высшие руководители государства и лица, претендующие на эти должности. Оно заключается в том, чтобы иметь (хотя бы теоретически) возможность, не зная никакого языка, кроме своего родного, получить самое блестящее образование, какое может предоставить государство, и занять высшую, в этом же государстве, должность. И это право должно быть обеспечено элитными украиноязычными школами, лицеями, вузами, господством украинской языковой элиты в коридорах власти.
Не является ли эта привилегия какой-то пронационалистической прихотью? Вспомните нашу недолгую десятилетнюю историю.
Ошибка президента Л. Кравчука, которую он допустил в 1991—1992 годах и которую, признаемся, он не мог не допустить, — привлечение к руководству новым государством старой советской русской и прорусской элиты. Можно возразить, что не только при Петре I были фельдмаршалы иностранцы, а даже и сама императрица Екатерина II была немкой. Правильно. Однако первое, что делали генералы- фельдмаршалы, — принимали присягу на верность российской короне «не жалея живота своего» и строго ее придерживались, а первое, что сделала принцесса София Ангальт-Цербстская, — приняла православие и русское имя Екатерина, а второе — наняла для себя лучших в империи учителей русского языка.
В случае же с Екатериной заключен и дальнейший ответ на вопросы, которые тревожат автора этого письма. Екатерина учила не только русский язык. Она прилежно изучала русскую историю, культуру, более того, именно она дала толчок необходимости научной систематизации не только истории, но и других наук, именно она была инициатором рождения и создания русской национальной академической науки и образования.
С вхождением в новую национальную элиту человек теряет право быть элитой другой нации. С языком приходит осознание причастности к определенной нации. С языком приходит история нации, ее неисчерпаемая культура, генетическая память, а в нашем украинском случае еще и ее боль, которая, однажды появившись, способна превратить, как в случае с автором этих строк, интеркоммуниста в (простите за нескромность) национально сознательную личность.
Именно национально сознательной элиты нам недостает в высших эшелонах власти, потому что защитить и отстоять украинские национальные интересы может только исключительно она. Нужно осознать, что элита не является просто частью населения или народа. Она является ее верхушкой. Элита всегда психологически подотчетна низам и экономически зависима от них, а поэтому обязательно ответственна перед ними. Но никогда элита, которая не связана с народом, отстаивать его интересы не будет. Помните у К. Маркса: «Если человек не знает языка народа, на земле которого живет, то он является или гостем, или наемником, или же оккупантом». Хотим мы этого или нет, а вывод напрашивается сам собой.
Именно от власти зависит национальное и патриотическое воспитание народа. Именно от нее зависит объединение украинского Запада и Востока в один украинский народ. Сейчас патриотом быть невыгодно и политически, и экономически, и физически — могут избить, или и убить, как Игоря Билозира во Львове. Но очень просто сделать наоборот, не вкладывая никаких средств, — просто нужно проявить волю.
Пора, давно уже пора вводить государственный языковый налог (по примеру Франции и Ирландии), языковых инспекторов, ответственность, штрафы, законодательно предусмотреть в бюджете стимулирование и поощрение развития украинского языка, украиноязычного книгоиздания, прессы, радио, ТВ, кинопроизводства, Интернета и тому подобное.
Не должно быть государственного чиновника — от министра и до судебного исполнителя, — который не владеет государственным языком и не использует его в своей деятельности. Это требование к 10 — 15 % населения, как правило — к лицам с высшим образованием, претендующим на исключительность. Не трудно также провести в жизнь требование, чтобы лица, которые представляют Украину на международной арене (артисты, спортсмены, деятели науки и культуры), публично общались исключительно на государственном языке. Дома, в быту — пожалуйста, на каком угодно, хоть на марсианском, но публично — нельзя.
Язык для молодой украинской независимости — это дело не просто значимое, но и решающее. Не будет своего языка — не будет и государства.