Когда-то в послевоенные годы у нас был сосед Рудь, которого все называли хорошим хозяином. Он трудился с раннего утра до поздней ночи, и его дом-мазанка, сделанная своими руками, была самой большой, и огород самым большим и ухоженным, а канава длиной в полкилометра, которую он прокопал от своего огорода до Днепра через плавни, была самой широкой и самой глубокой, чем у всех соседей.
Канавы были нужны для того, чтобы возить на лодках камыш, которым отапливали зимой дома. Каждый год мой отец с братом прочищали нашу канаву лопатами.
А теперь смотрю по телевидению на наводнения и не понимаю: неужели в нашем правительстве нет ни одного хозяина? Все имеют высшее образование, а хозяйственной жилки нет! Может быть, это от того, что занимались только учебой, а по хозяйству родителям не помогали, и в школе и институте у нас тоже трудовой практики мало было? А понимание и изобретательность хорошо развиваются, если человек приучен многое делать своими руками, а не только зубрить книги.
Наши реки засорены. Еще 10 лет назад я писала, что мой брат у берега на Днепре в Херсоне обнаружил слой белого порошка. По-видимому, пестициды всего Днепра там оседали. А люди пьют эту воду из крана и на дачах поливают огороды прямо из Днепра. В наших реках не только мелкий мусор, а целые автомашины и покрышки от их колес.
Вероятно, кто-то наживается на наводнениях, как на чрезвычайных ситуациях, а простые люди несут только убытки.
А во сколько это обходится стране? Сколько за эти миллионы можно купить землечерпалок и плавкранов для очистки наших рек и их углубления? Сколько пойдет на зарплату крановщикам, чтобы чистили наши реки с весны до поздней осени, а ледоколы весной разбивали лед, чтобы не было внезапного таяния?
В советские времена людей заставляли сажать ивы вдоль рек для укрепления берегов, а также сажали лесополосы — заслон от урагана.
Сейчас нужно только организовать волонтеров на высаживание деревьев на берегах рек и на склонах, где бывают оползни. А оползни на берегах морей и рек около больших городов потому и бывают, что вырубают деревья, которые забирали бы грунтовые воды, и меньшее количество их доходило бы до склонов и не разрушало бы их вместе со зданиями, расположенными на них.
Я уверена, что волонтерами станут те, кто пострадал от наводнения или оползня, а молодежь и издалека приедет. Только организуйте.
Все партии умеют организовывать людей на митинги, так пусть организуют и на добрые дела.
Почему сейчас по телевидению и в газетах не говорят о Голландии, которая находится ниже уровня моря? По-видимому, там лучший порядок! А нам показывают, где хуже.
Наш Дунай нужно поставить под международный контроль, чтобы прочищало и углубляло его международное сообщество, а не каждая страна в отдельности, потому что тогда углубление будет неравномерное и даже граница из-за этого может изменяться, поскольку проходит посередине реки. Мы уже имели конфликт с Румынией, которая засыпала свои берега, чтобы увеличить площадь. Деревья сажать и укреплять берега должна каждая страна в отдельности, но тоже под контролем и со штрафными санкциями.
А что у нас творится во время дождя! Говорят, что канализация не может справиться, и потому вода быстро прибывает на улицах, подтапливает дома и машины.
Но, похоже, что дело не в канализации, а в количестве колодцев с решетками для отведения воды в канализацию. Необходимо, чтобы их было достаточное количество, и во время дождя дворники в спецодежде прочищали их от засорения. За данную работу им должны доплачивать, но это будет меньше, чем потеря миллионов вследствие ликвидации подтоплений домов и ремонта подтопленных автомашин.
Все наши наводнения — из-за отсутствия настоящего хозяина!
Раньше у нас были министерства морского и речного транспорта, порядка было больше. А затем объединили их с сухопутным транспортом, и ситуация постоянно ухудшается, потому что если во главе организации стоит специалист одного профиля, он не может в совершенстве знать деятельность другого. Лучше, когда министр отвечает за свой профиль работы, а не выполняет некомпетентные указания того, кто стоит выше.
У нас министров назначают, а не выбирают на конкурсной основе. А каждый министр должен не только теоретически знать суть дела, но и работать в этой отрасли много лет в Украине. У нас же министров и губернаторов назначают, и народ должен терпеть, пока они ознакомятся с делами в этой отрасли или сфере. А еще тех, кто не справился с работой, нужно не допускать минимум 5 лет к высоким государственным постам.