Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Крестные дороги» нашего бытия

О моем паломничестве в Страдч и Борыничи
24 июля, 2015 - 14:43

Дорога как для определенного человека, так и для общины, общества является делом решающим, потому что рано или поздно появляется сакраментальный вопрос — камо грядеши? В Украине мы после больше чем двадцатилетних блужданий по неизведанным дорогам наконец должны остановиться, куда идем? Где наша дорога? Где указатели?

Каждое человеческое сообщество, где понятие вера, надежда, любовь имеют не только прикладной, но и сакральный характер, имеет древние символы-обереги, такие, как язык, молитва, историческая память, культура, традиции в их разнообразии, что сопровождает человека со дня его рождения до последнего вздоха. К таким оберегам относятся и Крестные дороги, которые дают понимание того, кто мы и правдив ли наш путь.

Пройти две Крестные дороги, приобщиться к непосредственному прикосновению к вечному и сокровенному, очиститься от суетного и получить просветление на будущее в прошлом году посчастливилось и мне.

Есть близ Львова село Страдч (название которого происходит от глагола «страдать»), приютившееся на живописных южных склонах Расточья у большака, соединяющего Киевскую и Червенскую Русь. Еще во времена короля Данила Галицкого здесь был второй после Киево-Печерской лавры подземный монастырь, церкви, кельи, ходы и переходы которого протянулись на многие сотни метров. И в годы монгольского нашествия, и в зловещие времена Средневековья монастырь был не только местом для молитв, но и прибежищем для местного населения. Татарские стрелы, удушающие дымы от костров, которые жгли нападающие у входов в подземелье, пули и пытки «освободителей» в 1939 году оставили кровавый след в истории этой обители.

Июнь 1941 года. На пути красной орды, бежавшей под натиском коричневой, оказались два священнослужителя местной церкви, отец Николай Конрад и дьяк Владимир Прийма, которые шли исповедовать умирающую женщину. Большевистские конники саблями зарубили невинных людей и бросили в придорожный ров (в 2001 году папа Иван Павел ІІ признал страдчанских мучеников блаженными УГКЦ).

Второе мое паломничество было в село Борыничи, что к югу от Львова, в известную «галицкую Швейцарию», на день праздника Спаса. Вот легенда, которую я записал в Борыничах.

«Ордынец, убив отца и любимую мать, тяжелым канчуком ударил по головке русоволосую пятилетнюю девочку. Прошло-пролетело с десяток лет, и маленькая девочка стала красивой и статной девушкой. Но одна беда, что сирота, вторая, что глухонемая. Сельские девушки-ровесницы поют, ходят на вечерницы, а она, Орыся, пасет на выгоне за селом чужой скот. Молится, плачет над своей горькой долей, ведь кто пожалеет, кто приголубит сиротину? Не услышит ласковое слово и сама не вымолвит его в ответ.

Вечереет. Коровы прилегли на нагретой солнцем земле, лениво жуют. Надо возвращаться в село, но не хочется, потому что не к кому. Хозяйка хотя и не очень злая, но в дом не пускает, и ночует Орыся в конюшне на застеленной сеном-соломой лестнице.

В вечерних сумерках на краю темного леса вдруг что-то вспыхнуло, словно пламя из-под земли метнулось или далекая зарница небо осветила. Удивилась Орыся, стала как вкопанная. Но через мгновение пошла навстречу странному свету, в котором выразительно увидела образ Божьей Матери.

Остановилась на мгновение, потому что почувствовала, что бредет по воде, под ноги посмотрела, а там — источник, которого здесь никогда не было. Чудеса да и только!

Над лесом, в верхушках деревьев, дохнул ветерок, среди шелеста листьев Орыся услышала давние колыбельные мамины слова: «Спи, дитино, спи...», а еще вслушалась: «Пий, дитино, пий!».

Завороженная опустилась на колени, наклонилась над источником и пила, пила. Когда потом поднялась на ноги, уже хорошо стемнело. Небо было в россыпи звезд, внизу, в окошках сельских хат, мигали каганцы. На краю села, в хате бабы Соломии, уже собиралась молодежь, парни громко шутили, девушки заводили песню.

«А красиво как поют девушки!» — промолвила Орыся и испугалась своего голоса, да еще сильнее испугалась, поняв, что слышит голоса парней и девичье пение.

На загуменках уже сердито звала хозяйка: «Где ты там, Орыська, где ты, негодница, запропастилась, ведь коровы до сих пор не доены?».

В ответ Орыся зашлась звонким девичьим смехом. А еще через год-два нашла пастушка Орыся своего суженого, жила с ним долго и счастливо, вместе с детьми и внуками».

Молва о чудесном исцелении Орыси разнеслась по всему краю. Дядька Борковский из Борыничей соорудил вокруг источника красивую криницу, впоследствии на лесной опушке воздвигли часовню и Крестную дорогу. В 1865 году папа Пий ІХ предоставил посетителям целебного источника отпущение. С тех пор идут и едут в село Борыничи паломники со всех уголков Галичины, чтобы спастись от всяких телесных и душевных недугов.

 

Владимир ГЫЖИЙ, Львовщина
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ