Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто будет помнить нашу историю?

24 апреля, 2008 - 21:15

Материал, который я предлагаю, был подготовлен для читателя Кривого Рога. Однако все мои попытки напечатать его в городских газетах (речь идет о более-менее известных и тиражных изданиях) натолкнулись, с одной стороны, на комплименты, а с другой — на нежелание печатать материал: «Лучше не нужно, потому что наказания не избежать» — вот тезис всех, с кем я вел переговоры.

Я должен был присутствовать в Киеве на конгрессе украинской интеллигенции. Во всяком случае мне так говорили высокие должностные лица из Киева. Но на каком-то этапе фамилия исчезла...

Подготовив это письмо на конгресс, я хотел обратиться к своим землякам и привлечь их внимание хотя бы к некоторым нашим местным (региональным) проблемам.

Наш город требует целенаправленной и кропотливой работы в направлении улучшения его культурной среды и гуманитаризации того ареала, в котором проживают наши земляки. Промышленная нагрузка на город, его экологическое состояние, загрязнение культурной среды низкопробной и вульгаризированной продукцией, невыразительный, а порой и искаженный исторический фон и тому подобное — все это реалии, которые трудно не заметить. Поэтому любые сдвиги в этой области в позитивную сторону радуют и привлекают к себе внимание. Среди последних — известие (хорошее!) о сооружении колокольни около величественного монумента воину-освободителю. Инициатива из числа тех, которые нельзя не поприветствовать! Ведь ее сооружение вписывается в традиции нашей культуры: пронзительным звоном поминать память всех тех, кто пал за освобождение родного края и дал нам, сущим на этой земле, возможность жить. Но только по ним ли будет тот звон? Нужно думать, что нет. Убежден, он будет обращен ко всем нам и к нашей совести; он пробудит ее и напомнит нам всем о святом и праведном: нужно сделать все, чтобы лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» был действительно реализован.

На Криворожье для этого делается много. И это правда. Однако ставить точку здесь еще рано. Во всяком случае, мне как одному из соавторов фундаментального издания «Бессмертие. Книга памяти Украины» больно от того, что мы еще до сих пор не можем аргументированно дать ответ на больной вопрос: где, как и при каких обстоятельствах пропали без вести тысячи наших земляков в аду войны 1941—1945 гг.?

Хочу на нашем городе привести яркий пример невнимательности, то есть неуважения нашей власти к историческому наследию государства. Мы имеем десятки топонимов, носящих имена одиозных личностей — личностей, которые к городу и истории Украины не имеют никакого отношения или... были ее врагами.

Основополагающим принципом культуры памяти является требование: увековечивать имена тех, кто прославил историю народа, кто был причастен к появлению национального пантеона славы и содержательно его наполнил. Воспроизводит ли нашу историю — историю украинского народа! — топонимика города?

Ответ будет неутешительным. К сожалению, и сама история нашего родного края описана и воспроизведена, скажем, в названиях улиц, площадей и скверов города, мягко говоря, неадекватно. Более того, она не осмыслена на солидном научном уровне до сих пор и не выписана с позиции населения Украины. Констатировать такое на 17 году существования суверенного государства Украины печально.

В этом контексте позволим себе задать несколько, надеюсь, не риторических вопросов: а почему у нас в городе до сих пор нет улицы или площади Соборной Украины? Разве извечная мечта украинцев о соборности нации и украинском независимом государстве не стоит того, чтобы это событие — уже отмеченное и на государственном уровне как праздник 22 января! — не нашла своего места в топонимике города?

В 2008 году украинское сообщество будет отмечать 360 годовщину самой славной страницы нашей истории — освободительной войны под предводительством Б. Хмельницкого, первые победные вспышки которой произошли буквально рядом с Криворожьем: в мае 1648 года под Желтыми Водами козацкое войско разгромило профессиональную армию поляков! Именно на нашей земле произошло то событие, которое вошло в нашу украинскую историю наиболее яркой страницей.

Может, наконец, в городе появятся улицы (и не где-то на периферии!) Героев битвы под Желтыми Водами, Козацкой славы, Запорожцев, Сечевая, Калнышевского, Нечая, Богуна, а еще музей (диорама) битвы под Желтыми Водами... Уже только это способствовало бы возрождению исторической памяти, превращению Кривого Рога хотя бы по названиям улиц в украинский город и постепенному возврату к собственной украинской истории.

Пока что наши инициативы натыкаются на сплошное безразличие, а то и враждебность. Конечно, наш коллектив (речь идет о кафедре Украины и украиноведения) делает, что может: исключительно собственными силами мы провели всеукраинскую научную конференцию «Соборность украинских земель в контексте событий Второй мировой войны» и издали сборник материалов по результатам ее работы, собирали вместе со студентами средства на Тарасову церковь, проводили акции «Свеча памяти», собрали и записали сотни воспоминаний о Голодоморе 1932— 1933 гг., заложили в 2005 г. около корпуса университета калиновую аллею в память жертв Голодомора и еще десятки других мероприятий такого рода, а сейчас готовим большое действо-праздник «Государственные и национальные символы Украины». Но хотелось бы, чтобы и на общегородском уровне были проведены масштабные, массовые и резонансные мероприятия, скажем, по поводу юбилея битвы под Желтыми Водами или 75 й годовщины Голодомора.

Миссия общественности и руководителей города, интеллигенции (особенно украинской!) — заботиться и печься не только о хлебе насущном, но и о духовном. Тем более что человек — единственное существо на земле, которое не только задекларировало эту формулу, но и исповедует ее. Он не может жить без полноценной культурной среды, в атмосфере беспамятства, бездуховности. Без всего этого он деградирует... Задача же интеллигенции — заботиться о наполнении этой среды духовным и гуманитарным содержанием; о создании гуманитарной среды, в которой живет человек, в которой формируется сущность человека, его культурно-духовный багаж и идет его окультуривание и очеловечивание. Вот это последнее только и делает человека Человеком на Земле.

P.S. Коллектив «Дня» считает, что проблема, которую автор освещает в своем материале, является довольно актуальной на сегодняшний день не только для Кривого Рога, но и для всех городов Украины — это нежелание заботиться об историческом наследии Украины.

Виталий СТЕЦКЕВИЧ, доктор исторических наук, профессор, г. Кривой Рог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ