Он начинался 23 года назад с Черниговщины, из Седнева — где стоят остатки Шевченковской липы, где беседка Глибова и дворец и каменная церковь Лизогубов, у которых и гостил Шевченко и писал здесь второй «Кобзар». В этом году международный Шевченковский праздник опять вернулся на Черниговщину, обойдя по очереди все области Украины.
Надо бы придать ему новые смыслы и формы, ведь Украина за эти 23 года таки изменилась.
Однако совок продолжает господствовать в наших головах...
Захотели писатели возложить цветы к памятнику Тарасу на Валу — и пожалуйста. Нет, нужен еще крепостной театр, в данном случае — капеллу бандуристов имени Остапа Вересая. Для кого их пение? Для группы писателей? Ни телевидения, ни радио, ни журналистов, которые берут интервью у знаковых людей гуманитарной Украины...
Собственно, знаковые в то время еще и не доехали — они прибыли позже, в театр, где и проходило открытие праздника. Что и говорить — режиссура его была замечательной, выступления многих коллективов — прекрасные. А перед этим — страстное слово председателя Всеукраинской «Просвіти» имени Т.Шевченко Павла Мовчана, первого заместителя министра культуры и туризма Игоря Лихового, председателя областного совета Николая Зверева, весомое слово шевченковеда Сергея Гальченко, приветствие от Президента, зачитанное главой Черниговской областной государственной администрации Валерием Куличем...
Но собственно какие новые смыслы прочтения Шевченко дал концерт? Нет, не нужно показывать Шевченко с шиной на Майдане или с автоматом на Донбассе (есть такие плакаты), но показать его актуальным сегодня — таким должен был бы быть лейтмотив не только концерта, но и всего праздника. Этого не было заметно. Потому что Шевченко не читают. Потому что боятся его и до сих пор, как заметил кто-то из выступающих.
И формы праздника должны были бы быть уже другими — например, почему бы в рамках мероприятия не обсудить с учителями проблему преподавания украинской литературы в школе и вузах, ведь не секрет, что молодежь очень часто не любит украинской литературы. А как они ее полюбят, когда учителя не понимают «Гайдамаків» Шевченко (или воспринимают на уровне неразумного Бузины)?...
Или скажем живопись — казахский писатель назвал Шевченко основоположником казахской живописи. А мы в Украине знаем Шевченко — художника? Кстати, выпускника Академии художеств? Нет, мы все сравниваем его с Пушкиным, потому что Россия до сих пор сидит в затуманенных имперским чадом головах. Не странно ли, что 47-летнего мужчину до сих пор изображаем по-советски: в тулупе, шапке, с обвисшими усами. «Скиньте з нього отого дурного кожуха, Та відкрийте в ньому відчайдуха — зуха!» — призывал давно Иван Драч. Оглохли, не слышат.
В рамках праздника стоило бы обсудить со специалистами информационной политики Шевченковские инвективы относительно Кавказа и распадающейся России. С литераторами — вместо надоевших клятв верности Тарасу — преодоление комплекса второсортности. В той же Качановке, где встречались русская и украинская культуры во времена Шевченко, стоило бы и ныне устроить неформальные дискуссии с представителями русской культуры: как жить дальше, ведь от России стеной не отгородимся и должны выстраивать отношения.
А так все свелось к красивому концерту, красивым речам, приятному отдыху в Седневе, Качановке, Нежине и Чернигове. Да еще до того, как описано в книге украинского советского писателя, который так и не стал украинским, — Виталия Коротича, «Жили-были, ели-пили»...