Почему до самой низкой за последние годы отметки снизилось доверие к парламенту? А народные депутаты, как будто ничего чрезвычайного не случилось, продолжают играть в политические жмурки, накручивать себе рейтинги, выдавая желаемое за действительное, оставив вне внимания настоящие реалии из жизни избирателей. И не хотят понять, что это путь не просто к политическому банкротству, но и к политическому забвению. Неужели горький опыт более десяти когда-то известных и не один год влиятельных партий, так ничему и не научил? Или надеются на политическое бессмертие? За счет чего?
Начну хотя бы и не с далекого, но прошлого. В конце 2005 года, готовясь к очередным парламентским выборам, политические партии опубликовали и начали наперегонки друг перед другом восхвалять свой стратегический политический курс. И ни слова не говорили о сделанном за прошедшие четыре года. Именно тогда мало кому известная партия (название не имеет значения), которой еще не исполнилось и года, выступила с обращением к политическим партиям, народным депутатам Украины и депутатам местных советов. Приведу краткое содержание того обращения, поскольку оно актуально и сегодня: «Мы, делегаты первого съезда, обращаемся, в первую очередь, к тем политическим партиям, к тем парламентским фракциям, которые представлены сегодня в парламенте, а также ко всем народным депутатам Украины, — предпринять первый в истории украинского парламентаризма смелый шаг навстречу избирателям, а именно — в газетах «Голос Украины» и «Урядовий кур’єр», где в феврале и марте 2002 года, печатались ваши предвыборные программы и списки кандидатов в депутаты, опубликовать ПОЛИТИЧЕСКИЕ (для партий) и ДЕПУТАТСКИЕ (для народных депутатов-мажоритарщиков) отчеты о своей общественно-политической и законодательной деятельности за четыре года».
Чем не деловое и эффективное предложение? Что антизаконного требовали делегаты съезда? Однако практически все политические партии, кроме Социалистической, и все народные депутаты-мажоритарщики, проигнорировали тогда это обращение, которое, кстати, было опубликовано в газете «Голос Украины». То есть о нем знали.
Подобное повторилось и через год, когда встал вопрос о досрочных выборах в 2007 году. Социально-экономическая составляющая далее пропиаренных фраз не расширила своих рамок и в сумме равнялась нолю. То же самое можно было сказать и о «достижениях» инициаторов досрочных выборов.
К чему я это веду? К единому знаменателю, который называется политическая ответственность. Потому что, пока что, имеем дело с безответственностью. Сначала за слова, а потом — за поступки. Ведь не было в нашем украинском парламенте случая (за исключением одного, который больше смахивал на популизм), чтобы наши политические партии, находившиеся или в Верховной Раде, а или вне ее, определяли для себя хотя бы одну какую-то определенную сферу в экономике или общественно-гуманитарной жизни и обязывались вывести ее из кризиса, или просто осуществить глубокое и окончательное ее реформирование. И не просто обязывались на словах, а публично брали на себя ПОЛИТИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Поэтому создается впечатление, что народные депутаты умышленно создают политические тромбы в кровеносной экономической системе страны, чтобы было о чем говорить во время следующей избирательной кампании. Чтобы не иссякал источник для обещаний. Для всех. А для отдельных политических сил еще и выгодно, чтобы вообще положительных изменений в стране было бы поменьше... И так от выборов до выборов. И никакой ответственности. Зато при первой кризисной ситуации — виновны все, вплоть до Президента, только не народные депутаты. Так они наверное понимают свою личную неприкосновенность к государственным делам. Зато о своей личной заинтересованности государственными, особенно имущественными и финансовым делами, не против заявить даже языком закона, поставив его буквы себе на службу.
Хорошо, если не удается со всеми о всем договориться, а точнее — всех впрячь в единую повозку всех экономических и социальных проблем, то возможно стоит каждой политической партии взять по одному конкретному направлению и работать над ним от «А» до «Я».
Конечно, это не простое дело и не одного месяца и даже года. Но ведь для высоких профессионалов, а каждый в той или иной партии считает себя только таким, подобный «прорыв» под силу. Тем более, судя по заверениям в сессионном зале и на различных телешоу, все просто горят желанием засучить рукава «по самую шею» и работать в интересах Украины. Но к таким марафонским дистанциям не привыкли парламентарии, немало из них комфортнее чувствуют себя на спринтерских забегах. Особенно между сессионным залом и студиями телеканалов. Поэтому не случайно подавляющее большинство народных депутатов специализируется не на создании оригинальных новых законов, а на изменениях к старым. Не случайно их количество во много раз превышает новые законопроекты. Часто эти поправки состоят всего из нескольких фраз или предложений. Но в «зачетной» книжке народного депутата они фигурируют как полноценный закон. И пусть попробует кто сказать, что он не занимается законотворчеством. Есть комитеты, которые за год выдают на-гора только законы-поправки. Но этого никто не мониторит и не афиширует. Зато председатель ВР регулярно отчитывается перед депутатами о принятых ими постановлениях и законах.
Вот так одно к другому и складывается. Одни обещают, вторые фиксируют эти обещания, третьи их тиражируют. В конечном итоге, имеем замкнутый круг, по которому уже восемнадцать лет ходят миллионы избирателей и никак не выберутся на широкий путь действительно демократического волеизъявления.