Меня всегда удручала низкая общая культура многих наших ура-патриотов, ставящих на один художественный уровень творчество Андрея Данилко и Михаила Поплавского. Отсутствие какого-либо дарования у последнего очевидно. По крайней мере, для людей, каким-либо образом соприкасавшихся с искусством.
Совсем другое дело — Данилко. Это не просто талантливый актер, а, скорее — настолько одаренная личность в нашей культуре, что его творчество представляет собой целое (во многом новое) направление в постсоветской эстраде. Ведь скопировать интонации своей бывшей соседки по коммунальной квартире может, пожалуй, каждый второй из нас. Делать это интересным с эстрадных подмостков для широких масс населения в течение длительного времени могут уже единицы. Но импровизировать (пусть и по заранее подготовленному тексту) с этим образом сварливой тетушки в тех сферах жизни, где та никогда не могла быть априори, причем делать это органично и остроумно, может только Андрей Данилко.
И не нравится творчество Андрея тем же ура-патриотам только по одной единственной причине. Оно не отображает их идеологических установок и даже в некоторой степени вредит им. Осознать же то, что Сердючка — такая вот малороссийская хохлушка вовсе не потому, что Данилко — агент ФСБ, а только лишь потому, что всякий другой уровень ее национального самосознания был бы не интересен зрителям всего постсовесткого пространства, это патриотам в силу уровня их интеллекта, похоже, не по силам. К тому же, если разобраться по существу, образ Сердючки показывает всем и вся малороссийство отнюдь не с положительной стороны. По крайней мере, в пределах того же постсоветского пространства. Другое дело, что украинский политикум до сих пор не представил на том же пространстве достаточно убедительный политический образ настоящего украинца.
Другое дело — Европа, население которой свободно как от комплекса национальной неполноценности, так и от комплекса имперского. Исходя из этого, появление на конкурсе Евровидения дамочки неопределенного возраста, в непонятном антураже и без каких бы то ни было национальных признаков, скорее всего, не вызовет у телезрителей стран Евросоюза ни малейшего энтузиазма при голосовании.
Но это, как ни парадоксально, оставляет Сердючке неплохие шансы на победу в конкурсе. Ведь можно предположить, что за Верочку проголосует большинство людей с ментальностью советского человека. Только в России и Беларуси таких людей приблизительно около ста миллионов. Ни одна европейская страна (включая Россию) не обладает подобным потенциалом зрителей для победы на Евровидении своего национального представителя.
В этой ситуации опередить Андрея Данилко может только поп-звезда общеевропейского, а еще более желательно — мирового уровня, которая, что там ни говори, на попсовом горизонте Старого Света пока не просматривается. И вот тут-то в связи с возможной победой Сердючки для Украины могут наступить, как ни странно, весьма нежелательные политические последствия.
Дело в том, что победа такого непонятного для абсолютного большинства стран Европы претендента, вне всякого сомнения, снова поставит ребром вопрос о культурном конфликте цивилизаций — европейской и евразийской. Это, похоже, понимают в Москве и делают вид, что не понимают, в Киеве. Ведь обязанный своему взлету в гораздо большей степени российским продюсерам Данилко вполне мог бы представлять их страну на Евровидении, разве что с несколько меньшими шансами на победу в этом конкурсе. И отнюдь не случайно его кандидатура в прошлом году, помнится, всерьез рассматривалась в этом плане россиянами.
Однако те резонно решили повременить. Ведь одно дело, когда культурный раскол цивилизаций будет проходить по западным границам России, и совсем другое — когда по западным границам Украины и Беларуси. Вот почему для этого представительство Сердючки от Украины подходит куда более, чем от самой России. С точки зрения ее руководства, практически провозгласившего курс развития своей страны вне европейской цивилизации, это логично и понятно. Но вот с точки зрения сегодняшнего руководства Украины, мягко говоря — не очень.
В этом году, как известно, в нашей стране решено не проводить демократичного общенационального конкурса Евровидения. «Сверху» очерчен узкий круг претендентов, среди которых Андрей Данилко явно номер один. В этой связи хотелось бы через газету «День» задать пару вопросов руководству УТ-1, а также нашим главным «культурологам» — господам Богуцкому и Табачнику: ведают ли они, что творят? И если «да», то — о каком проевропейском курсе правительства Януковича в этом случае тогда можно говорить?