Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто мечтает о «столкновении цивилизаций»?

22 мая, 2009 - 00:00

(Комментарий к статье И. Слисаренко «Борьба с тенью».)

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда!». Так утверждал в конце XIX века апологет британского колониализма поэт Редьярд Киплинг. «Миру грозит столкновение цивилизаций по линии Запад-Восток» — таково уже в двадцатом веке было предсказание известного футуролога Сэмюэля Хантингтона. Однако во второй половине XX века картина мира стала меняться. На смену многовековой колониальной системе приходит глобализация. Мировое сообщество, хотя и не всегда успешно, но все же пытается размыть водораздел по линии Запад-Восток. Возникает взаимопроникновение двух цивилизаций. «Вестернизация» продвигается на Восток, а миграция — с Востока на Запад. Зародилось и развивается экуменическое движение. Папа Римский посещает мечети и синагоги ибо, как сказано в Писании: «Нет ни эллина, ни иудея», и приносит миру извинения за изуверскую нетерпимость средневековой инквизиции. Однако на Востоке все еще остается немало крайне радикальных сил, стремящихся привести мир к «столкновению цивилизаций». И неслучайно, в своей инаугурационной речи президент США Барак Обама предлагает всему мусульманскому миру новый путь, основанный на взаимном интересе и уважении. «Лидеры, стремящиеся сеять конфликты или обвинять Запад в болезнях собственного общества,.. знайте, что вы на плохой стороне истории, но мы протягиваем вам руку, если вы разожмете свой кулак». И, наконец, Верховный комиссар ООН по правам человека заявляет: «Мы не должны уступать свои позиции тем, кто намерен раздувать разногласия, усугубляющие взаимную нетерпимость».

Но вот на Женевской конференции выступает президент Ирана. Президент страны, в которой царит воинствующий исламский фундаментализм, президент-марионетка в руках высшего духовенства, опирающегося на штыки «стражей революции», президент страны, обладающей неисчерпаемыми природными ресурсами, но неспособной обеспечить мало-мальски приемлемый жизненный уровень своему многострадальному народу. Президент, всеми силами поддерживающий всемирную террористическую сеть и настойчиво стремящийся к обладанию средствами массового уничтожения (можно представить себе мир, в котором шахиды получат доступ к такому оружию). И вот этот лидер выступает на конференции в роли моралиста, обвиняющего Запад во всех всемирных бедах. Он берет на себя бремя защитника народов Запада и всего мира от капитализма — испытанный пропагандистский прием, при котором формируется образ врага с целью отвлечь внимание народа от внутренних проблем. Однако автор статьи весьма благосклонно комментирует это выступление. Оставим на его совести сколь броское, столь и абсолютно невразумительное название статьи (неясно- кто и с какой тенью борется?), а также привычные для автора и давно набившие оскомину его упражнения в антизападной риторике, и отметим, что он откровенно солидаризуется с оголтелыми антизападными пассажами иранского лидера. Уж не говоря о свойственном автору глумливом тоне в отношении к представителям ЕС, позволившим себе выразить протест: «из зала «выбежали» более 20 делегатов», а генсек ООН, по весьма изысканному выражению автора, «вертелся как уж на сковородке». Автор, видимо, ожидал от представителей ЕС другой, более цивилизованной формы протеста, например, метания ботинка в докладчика. Из этой же статьи, как, впрочем, и из других публикаций автора, явно следует, что его симпатии к различного рода проявлениям крайнего радикализма на Востоке диктуются давнишней и, видимо, болезненной неприязнью к Западу. Эта статья ставит его в один ряд с теми, кто все больше и больше отдаляет Украину от Европы. Но ведь ему как интеллектуалу должно быть понятно, что подстрекательство к «столкновению цивилизаций» чревато для мира катастрофическими последствиями. Кроме того, ему также должно быть известно, что современная научно-технологическая картина мира создавалась на протяжении веков усилиями столь ненавистной ему западной цивилизации. А из этого следует, что только взаимопроникновение двух великих цивилизаций, а не их ожесточенное и бессмысленное противостояние, может стать гарантией сохранения и процветания мирового сообщества.

Яков МАЙСКИЙ, пенсионер
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ