Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лекарства против амнезии

30 июля, 2004 - 00:00

Прочитав в «Дне» от 8 июля этого года материалы «круглого стола» «Памяти Джеймса Мэйса. Как лечить постгеноцидное общество», я не мог не отозваться. Во-первых, потому, что Джеймс Мэйс, будучи американцем, болел за прошлое, настоящее и будущее украинского народа больше, чем многие из украинской власти и чиновничества, кто больше заботится о личном обогащении. То, что создать национальный Мемориал-музей нужно было к 70-й годовщине Голодомора, понятно большинству украинцев. Поэтому резонным является вопрос Ларисы Ившиной: почему же не исполняется Указ Президента о создании Мемориального центра? Почему, как говорит Роман Круцик, 70-я годовщина трагедии нашего народа отмечалась на государственном уровне более чем формально. К великому сожалению, это будничная практика — не исполнять распоряжений Президента, не отвечать на письма и критику власти в СМИ.

О Голодоморе-геноциде я впервые услышал еще в 1932 году, когда голодающие бежали из Украины до самой Москвы. Живя в Киеве более 53 лет, путешествуя или отдыхая в селах, неоднократно слышал, как вымирали украинцы, вымирали селами, как не позволяли бежать от голода. Рассказывали люди сначала шепотом, потому что это считалось клеветой на коммунистическую партию, а потом все говорили открыто.

Первое, что нужно сделать в память о миллионах украинцев, умерших от Голодомора-геноцида, — с начала учебного года ввести в школах, училищах, в вузах изучение материалов о Голодоморе. Соглашаюсь со Станиславом Кульчицким, что нужно издать за счет бюджета трехтомник свидетельств людей, переживших Голодомор. Р. Круцик обратил внимание, что материалы Комиссии по изучению трагедии Голодомора, которые были переданы в Верховную Раду, остались в подвалах. Поэтому следует предупредить тех, кто отвечает за эти материалы, об уголовной ответственности за их уничтожение или повреждение. Поражает сообщение Натальи Дзюбенко-Мэйс, что кто-то запрещает доступ к этим материалам ученым Украины. Непонятно, кто и зачем это делает?

Интересно и предложение Олега Билого, что создание национального Мемориала- музея надо утверждать через Верховную Раду. Прав и Евгений Пронюк, что есть еще в Украине силы, которым хочется забыть об этом Геноциде. Вполне поддерживаю предложение Моргана Вильямса о присвоении центру изучения Голодомора имени Джеймса Мэйса.

Считаю, что нужно прислушаться к Ларисе Ившиной, и копии всех материалов по Голодомору-геноциду украинского народа отослать во все профильные музеи мира и в библиотеки Украины, стран СНГ, ЕС, Северной и Южной Америки, Китая и других стран.

Ежегодно следует отмечать дату Голодомора, напоминать об этом самом крупном преступлении ХХ столетия, нужно чтобы дети в этот день писали, что они знают о Голодоморе, о чем им рассказывали их предки. Хорошо, что в «круглом столе» участвовали главный редактор «Дня» Лариса Ившина, Олег Иванцов, Марина Замятина, потому что они могут и должны сделать в «Дне» то, что от них зависит.

С уважением Владислав КОМОВ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ