Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Львовской железной дороге — 150 лет

10 ноября, 2011 - 22:08
ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

4 ноября 2011 года — знаменательная дата для Львовской железной дороги. Именно в этот день в 1861 году во Львов прибыл первый поезд с символическим названием «Ярослав». В сегодняшнем понимании это был экспресс международного сообщения, потому что соединил Вену, Краков, Перемышль и Львов. Эта железная дорога имени архикнязя Карла Людвига, брата императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа ІІ, была первой железной дорогой не только в Галичине, но и в Украине. Строительство ее началось в 1848 году и, как по тем временам, было грандиозным мероприятием. Все земляные работы делались вручную, было задействовано свыше десяти тысяч землекопов, тысячи единиц фирманок (гужевого транспорта). Трассу железной дороги спроектировали так, что она пролегала мимо населенных пунктов. Землекопам, строителям австрийская власть хорошо платила, села, невзирая на строительство трассы, значительно улучшили свое финансовое положение. К чести строителей, работы велись на совесть, колею обсаживали лесополосами, в ветроопасных местах ставили снегозадерживающие щиты, в низинах делали насыпи с водоотводными тоннелями. На железнодорожных станциях и полустанках построили красивые вокзальные помещения со всеми необходимыми службами, а на самых крупных были даже переходные виадуки. Очень красивый виадук был между селами Зымна Вода и Рудно, который фашисты в июне 1944 года высадили в воздух.

На всех важных дорогах сооружались мосты, а на обычных полевых — обустраивались переезды с домиками надзирателей, где они работали и одновременно жили вместе с семьями. К сожалению, в советское время почти все такие домики были ликвидированы, и всяческие «происшествия» — то человека поезд переехал, то какое-то животное, а то и автобус — стали обыденным явлением.

В те времена труд железнодорожника был очень престижным и хорошо оплачивался, при довоенной Польше на «колею» брали исключительно родовитых поляков. «Колийовцы» носили красивую униформу темно-синего цвета и фуражки, окантованные кожаными ремешками.

Аристократами «колеи» были машинисты паровозов, самые красивые виллы принадлежали именно им. Стрелочники, вручную переводившие тяжелые механизмы стрелок, были самыми ответственными, что и отразилось на значении высказывания «кто виноват?» А наиболее яркой была профессия путейского обходчика. Вспоминаю незабываемую фигуру пана Довбы, который ежедневно с достоинством шагал по своему десятикилометровому участку.

На широком поясе обходчика с одной стороны висела торбочка с двумя скрученными флажками (красным и желтым) и металлический рожок, который издавал на диво пронзительные звуки, а с другой стороны — тяжелый гаечный ключ. Молоточком на длинной деревянной ручке пан Довба периодически постукивал по рельсам и гайкам крепления.

Звонкий звук говорил «все в порядке», глухой — «нужно подкрутить гайку», а что хуже всего — «где-то есть трещина».

Проходящему поезду желтый флажок говорил «счастливого пути», красный — «остановись», ну а рев рожка означал «алярм!» В обязанность обходчика входило следить за санитарным состоянием пути: ни травинка, ни кустик, ни какой-то посторонний предмет не должны быть на колеи.

Львовский дворик в те годы был на месте нынешнего пригородного вокзала, главный вокзал построили в 1904 году. А в 1861-ом, перед тем как прошел первый поезд, по железнодорожному пути ездила дрезина, которую приводили в движение «два моцни хлопы», а третий кричал в мегафон: «Внимание, внимание, прячьте скот, детей и псов, потому что будет ехать локомотива!»

И в самом деле, тогдашний поезд, который шел со страшным грохотом и свистом, окутанный черным дымом и клубами белой пары, производил шокирующее впечатление.

Ушли в прошлое дрезины, паровозы, семафоры, водоналивные колонки и другая атрибутика железной дороги тех давних лет.

Выросло не одно поколение людей, не видевших ни высокотрубных паровозов, ни пассажирских вагончиков с открытыми площадками при входе, не слышавших пронзительного голоса сигнального рожка.

Еще не поздно организовать во Львове музей железнодорожной техники, которая до сих пор где-то стоит и ржавеет на запасных путях.

Владимир ГЫЖИЙ, с. Зимная Вода, Львовщина
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ