Не будем уподобляться страусу. Многие сферы нашей общественной жизни — спорт, бизнес, эстрада, книгоиздание, печатная периодика, армия, уголовные органы, администрация, радио и телевидение — полностью или же частично русифицированы. Впереди всех в этом деле телевидение, доходит до смешного: советы врача, рыбака-любителя, психоаналитика, правоведа, экстрасенса, хорошего хозяина, даже повара — исключительно на языке агрессора.
Рядовому украинцу до сих пор всеми возможными способами нашептывается мысль о его неполноценности. Этому способствует и фарисейство некоторых наших политиков, которые любят публично рассуждать о значимости украинской культуры и языка, духовности в развитии государства, а притом не стесняются признаваться, что в семье, в быту они русскоязычны... Одновременно же не устают потешать нас рассказами о сорокалетних странствиях Моисея с иудеями по синайской пустыне, что имеем в запасе еще целых 15 лет, что еще не все реформы провели, не все приватизировали. Как говорит один мой приятель, «набьют желудки, а там и о душе вспомнят».
А начинать всякое дело нужно со слова, ведь, как гласит библейская мудрость, слово есть Бог, начинать — со своего, украинского слова. Потому что чужое слово является той почвой, на которой проросли Крым, Донбасс, могут прорасти «Харьковская и Бессарабская республики»...
Путешествуя по селам и малым городкам, все же тешу себя мыслью: «она еще живет, она еще не умерла». Ведь есть в Украине замечательная природа, жирные черноземы, мудрые и работящие люди. Одного нет — гражданского общества, местного самоуправления.
Исконный украинский общественный уклад, магдебургское право и сельская громада — сегодня всего лишь история.
Как вернуть в нашу действительность выборных войтов (а не назначенных районной бюрократией) со скамьей райцев, как предоставить громаде писаные права и обязанности, чтобы в ее фактическом подчинении были как само поселение, так и нивы, леса, пастбища, сеножати, дороги и мосты? Когда-то государству, в лице короля или князя, которые были гарантиями вольностей, громада платила стабильную десятину, а все остальные средства от собственного ведения хозяйства оставались на месте. Хорошо хозяйствовал — процветаешь, плохо вел дело — сам и виноват. Бытовало такое понятие, как шарварок, когда всей громадой за день-два возводили односельчанину хату, приводили в порядок пути, мосты, дамбы или придорожные рвы. Выйти из громады из-за какой-то вины было большой бедой, лишенный человеческой поддержки человек был обречен на люмпенизацию или даже смерть.
Разрушить громаду как основу украинскости пытались столыпинские реформы, советская коллективизация, голодоморы, депортации. Сегодня эта руина, которая еще каким-то чудом тлеет, просит о спасении!
Сознательные и хозяйственные селяне не имеют государственной поддержки, их инициативы и потенции угнетены засилием судей, милиции и прокуратуры, негодяями наподобие депутата Лозинского.
Дайте селянину то, что ему принадлежит по праву, — и он накормит государство, Европу, а еще и возвеличит себя, как его славные предки — Ханенко, Терещенко и Семеренко. Живет сегодня село в тревоге из-за грядущей аграрной реформы, ведь весьма возможно, может случиться так, что наш исконный земледелец останется без земли...?